Войти
Мурмнаск в деталях » История Мурманска » Хронология событий » Мурманск в 1933 году

Мурманск в 1933 году

0 34 admin 14-08-2019 21:20
Мурманск в 1933 году

1933 г. январь – после многомесячных задержек в строительстве, вступила в строй подвесная дорога от Петушинки до Жилстроя. Подвесная дорога стала одним из самых необычных сооружений в истории Мурманска.

1933 г. 1 января – к началу года на строящемся СРЗ близким к готовности оказался лишь литейный цех. Механический и кузнечный были готовы наполовину, слип – на треть.

1933 г. 5 января – Мурманский горсовет вынес постановление «О порядке вызова скорой помощи».

1933 г. 21 января - вопрос о водоснабжении Мурманска обсудило бюро окружкома ВКП(б). За прошедший год были построены водозаборные сооружения на Малом и Большом озерах, водоемы связаны специально отрытым соединительным каналом, на Большом озере сооружена плотина. Водовод из Большого озера вступил в строй к ноябрьским праздникам 1933 года. Он обошелся городу в 1,4 миллиона рублей (почти столько же стоило строительство гостиницы "Арктика"). По трубам протяженностью в 5,3 километра Мурманск стал получать 500 кубометров воды в час.

Февраль 1933 года

1933 г. февраль – началась кладка фундаментов здания станции Мурманской ТЭЦ.

1933 г. 1 февраля – здание первого кинотеатра в Мурманске было готово… на 8 процентов. Ввод нового кино в строй перенесли на 1 апреля. Однако не получилось и на сей раз.

1933 г. 11 февраля - Приказом № 9 по Мурманскому окружному отделу здравоохранения Амбулатория жилстроительства, которая находилась в деревянном бараке по ул. Советская, 18 "а", была преобразована в самостоятельное лечащее учреждение – в Городскую поликлинику № 3 (сейчас на ул. К. Маркса, д.52).

1933 г. 28 февраля - Мургорсовет принял обязательное постановление «О регистрации транспортных средств в городе Мурманске». К этому времени в городе было 2 легковых автомобиля и 52 грузовика.

Март 1933 года

Мурманск в 1933 году

1933 г. март - в Мурманске ликвидировали воровскую шайку, руководил которой вор-рецидивист Иван Слепец. Бандиты облюбовали под жилье барак № 9 на улице Подвесной. После ликвидации шайки в Мурманске на протяжении нескольких дней не было совершено ни одной кражи, в то время как прежде их число доходило до 15-16 ежедневно.

1933 г. 7 марта – после ремонта в Японии в мурманском порту торжественно встречен легендарный ледокол «Александр Сибиряков», который впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию.

Апрель 1933 года

1933 г. Апрель - в начале месяца комиссия под председательством И. С. Исакова снова обследует Мурманский порт с целью его использования как временной базы боевых кораблей. Комиссия делает выводы о том, что при существующем уровне развития инфраструктуры Мурманского порта в нем может базироваться не более девяти кораблей (трех эсминцев, трех подводных лодок, трех сторожевых кораблей). Выводы, сделанные этой комиссией, ложатся в основу решения, определившего первоначальный состав будущей военной флотилии.

1933 г. 3 апреля - сгорело здание фабрично-заводской семилетки (ФЗС) № 1 на ул. Шмидта, где в три смены занимались 1065 школьников.

Мурманск в 1933 году

1933 г. 28 апреля – газета «Полярная Правда» писала: "На подвесной дороге жилищного строительства Ленснабстроя, нет никаких мер предосторожности от несчастных случаев. Первоначально были вдоль подвесной дороги сделаны перила, а сейчас они снова уничтожены. В прошлом и текущем году неоднократно срывались сверху бревна, в результате чего могут произойти несчастные случаи. Необходимо без промедления установить вдоль подвесной дороги перила и вывесить аншлаги, предупреждающие об опасности".

Подвесная дорога от Петушинки к Жилстрою предназначалась для доставки бревен к месту строительства.

Май 1933 года

1933 г. май - учебное здание мортехникума было в основном достроено. Правда, воды и освещения еще не было. С наступлением темноты приходилось пользоваться керосиновыми лампами.

1933 г. Май - в начале месяца в Мурманск прибыла комиссия под руководством заместителя начальника Морских Сил РККА П.И. Куркова, которая осмотрела инфраструктуру Мурманского порта (торговый порт и базу Совтралтреста) на предмет выбора места базирования кораблей ЭОН-1. В докладной записке на имя В.М. Орлова от 5 мая 1932 года предлагается провести ряд конкретных мероприятий по обеспечению базирования боевых кораблей на Мурманский порт: передача баков Союзнефтеторга; подвести к причалам электроэнергию, пресную воду; передача двух буксиров; перевод с Балтики плавбазы "Смольный", плавмастерской "Красный горн" и другие. 8 мая были осмотрены места для постройки операционной базы Морских Сил Севера.

Следствием работы этой комиссии стало начало формирования в мае 1933 года в Мурманске военного порта Северной военной флотилии. Для реализации работ по строительству объектов Мурманского военного порта дано указание на формирование Управления начальника работ № 95 (УНР-95). Согласно решению Совета Труда и Обороны в ведение военного порта Северной военной флотилии были переданы причалы № 1 и 2, Мурманская пристань с прилегающей к ним территорией Мурманского торгового порта, склады, расположенные недалеко от причалов, выделена часть емкостей на нефтебазе для хранения жидкого топлива. Этим же постановлением намечалось ускорить строительство судоремонтного завода и Мурманской электростанции.

Во исполнение решения СТО выделяется на строительство Мурманского военного порта в 1933 году 2000000 рублей

Мурманск в 1933 году

1933 г. май - газета "Полярная правда" сообщила о ситуации на возведении первого в городе кинотеатра: "Срок строительства Ленснабстроем был сорван из-за безобразного и безответственного отношения к строительству, из-за разбазаривания стройматериалов, полученных от "Роскино". Открытие кинотеатра перенесли на 1 августа. И опять не справились.

1933 г. 1 мая - на Подвесной улице (Подвесная дорога от Петушинки к Жилстрою) открыли культбазу, ставшую, по терминологии тех лет, "первым культурным очагом в рабочем районе на жилстроительстве".

1933 г. 3 мая - После принятия Советом Труда и Обороны 13 апреля 1933 года решения о формировании флотилии начались интенсивные работы в Мурманском порту по организации и строительству береговой инфраструктуры. Начинают формироваться первые организации и учреждения флотилии.

1933 г. 3 мая - Начальник Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии В.М. Орлов отдает приказ Начальнику Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Белом и Баренцевом морях (Убеко-Севера, по совместительству - старшему морскому начальнику на Севере) А.А. Утенькину о немедленном формировании Мурманской лоцдистанции и подготовке к переводу Управления Убеко-Север в Мурманск.

1933 г. 4 мая - после нескольких месяцев трудных пусконаладочных работ первый консервный завод Мурманского рыбообрабатывающего комбината вступил в строй.

Июнь 1933 года

1933 г. 1 июня - на основании директивы начальника штаба РКК №1/31460 были образованы склады и производственные мастерские военного порта с диклорацией в г.Мурманске.

1933 г. 1 июня - было оформлено создание Северной военной флотилии с постоянным базированием в Мурманске и Кольском заливе. С 1996 года этот день стал праздником Северного флота, хотя его история имеет гораздо более глубокие корни.

1933 г. 12 июня – Мурманский горсовет вынес постановление «О правилах уличного движения по г. Мурманску».

1933 г. 16 июня – газета «Полярная Правда» призывала: «Необходимо поставить вопрос о постройке тренировочной вышки для прыжков с парашютом».

Июль 1933 года

Мурманск в 1933 году

1933 г. 9 июля - сформирован Мурманский военно-морской госпиталь, ставший первым в только что образованной Северной морской флотилии. Госпиталь располагался в части здания железнодорожной поликлиники.

1933 г. 16 июля – со стапелей Мурманской судоверфи сошло первое зверобойное судно.

1933 г. 21 июля - в Мурманск прибывает начальник Морских Сил РККА В. Орлов. Основная цель визита - осмотр Кольского залива и выработка рекомендаций по строительству баз Северной флотилии. Но ему пришлось поменять план своего пребывания на Севере. В итоге осмотру Кольского залива был посвящен всего лишь один день - 21 июля он обходит залив на гидрографическом судне "Мороз".

1933 г. 22 июля – после осмотра Беломорско-Балтийского канала утром в Мурманск прибыл поезд с И. Сталиным, К. Ворошиловым и С. Кировым. Два купированных вагона отцепили от пассажирского поезда и доставили в Мурманский торговый порт. В сопровождении секретаря Мурманского окружкома ВКП(б) А.И. Абрамова и председателя окрисполкома П.М. Горбунова на буксире «Буревестник» они осматривали места возможного базирования кораблей создаваемой Северной военно-морской флотилии. Вечером того же дня по прибытии "Буревестника" в Мурманске состоялось совещание с руководителями местных партийных и хозяйственных органов. Обсуждались самые острые вопросы, связанные с развитием города и региона, не требующие отлагательств. А ближе к полуночи комиссия поездом выехала в Ленинград.

1933 г. 26 июля - принимается решение об отправке из Кронштадта в Мурманск второй экспедиции особого назначения. Ядро этой экспедиции составили суда с материально-техническим имуществом, столь необходимым для нормального функционирования флотилии на начальном этапе. В состав второй экспедиции вошло только три боевых корабля.

Август 1933 года

Мурманск в 1933 году

1933 г. Август – закончены работы по строительству фундаментов под турбины и котлы Мурманской ТЭЦ.

1933 г. Август – закрылся мурманский краеведческий музей, так как одной рыбной организации понадобилось именно это помещение для служащих. Почти год музей оставался без помещения.

1933 г. 1 августа - в Мурманск из Кронштадта прибывает учебный корабль "Комсомолец" со слушателями Особого курса военно-морской академии, штурманского класса специальных курсов командного состава и курсантами военно-морских училищ. Принимается решение о временном включении его в состав Северной военной флотилии в качестве штабного корабля и плавучей казармы командного состава.

1933 г. 1 августа – около полуночи с Балтики на рейд Кольского залива прибыл пароход «Челюскин». Техника получила пополнение в виде самолета–амфибии Ш-2. Неприятности для челюскинцев начались уже в Мурманске с этой амфибии: при испытаниях Ш-2 («шаврушка») ветром самолет столкнуло с баржей, от удара сломался пропеллер.

1933 г. 2 августа - в 5 часов утра пароход «Челюскин» встал к стенке седьмого причала торгового порта.

1933 г. 3 августа – в клубе ОГПУ на ул. Милицейской , на месте, где сейчас находится техническая школа ДОСААФ (РОСТО), состоялась встреча горожан с командами парохода «Челюскин» и ледокола «Красин», стоявшего в порту под бункеровкой. На вечере с научным докладом о значении Северного морского пути и роли Мурманска в освоении Арктики выступил О.Ю. Шмидт.

1933 г. 5 августа – в Кольский залив вошли военные корабли экспедиции особого назначения. В состав ЭОН-1 входили эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Д-1» и «Д-2». Мурманск был местом дислокации Северной военной флотилии вплоть до осени 1935 г., когда закончилось строительство базы в Полярном. На улице Коминтерна рядами демонстрантов и выступлениями на митинге приветствовали жители города первые боевые корабли будущего Северного флота.

1933 г. 10 августа – в 5 часов утра под звуки оркестра пароход «Челюскин» отдал швартовы. Для опубликования в окружной газете О.Ю. Шмидт оставил заявление: «Отплывая в полярный рейс, челюскинцы просят «Полярную правду» передать всей общественности Мурманска прощальный привет и благодарность за теплое отношение. Северный морской путь мы окончательно закрепим, и Мурманск будет его началом». Капитаном на судне был В.И. Воронин. В эту героическую экспедицию ушли пять представителей нашего города: судоводитель В. В. Павлов, матросы-водолазы ЭПРОНа Г.А. Мосолов и А.Е. Харкевич, снабженец А.И. Зверев и уборщица А.А. Горская.

Мурманск в 1933 году

1933 г. 15 августа - на улице Горького было открыто второе в городе почтовое отделение (потом его перевели на ул. Марата, 11). До того жители района ходили за соответствующими услугами за несколько километров в центр города. И если в первый день работы здесь было принято всего две посылки, то через две недели - 55.

1933 г. 18 августа – из Кронштадта в Мурманск вышли три корабля экспедиции особого назначения №2 (ЭОН-2).

1933 г. 28 августа - считается днём рождения Мурманского областного театра кукол.

Сентябрь 1933 года

1933 г. Сентябрь – начался монтаж первой турбины Мурманской ТЭЦ.

1933 г. Сентябрь – в соответствии с проектной документацией Мурманский судоремонтный завод Севтралтреста был введен в строй действующих предприятий. В составе СРЗ были построены: механический, котельный, электроремонтный, радиремонтный, кузнечный и литейный цеха, кислородный завод, компрессорная станция.

1933 г. 1 сентября - в эксплуатацию введено новое здание ФЗС (фабрично-заводской семилетки) № 1 на ул. С. Перовской.

1933 г. 16 сентября – СНК СССР постановил: «1. Предложить НКПС в 1934 г. приступить к работам по электрификации участка Кандалакша – Мурманск…». Это постановление относилось к Мурманской железной дороге.

1933 г. 21 сентября - все три корабля экспедиции особого назначения № 2 (ЭОН-2), включавшей эсминец «Карл Либкнехт», подлодку «Красногвардеец» и сторожевой корабль «Гроза». пришли в Мурманск. Они вышли из Кронштадта 18 августа.

Октябрь 1933 года

Мурманск в 1933 году

1933 г. октябрь – начался монтаж котельной Мурманской ТЭЦ. Сроки монтажа из-за задержки поставки оборудования оказались крайне жесткими – 3 месяца.

1933 г. 10 октября - открылась ФЗС (фабрично-заводской семилетки) № 3 на ул. Горная.

1933 г. 12 октября – в газете «Полярная Правда», за месяц до описываемого события, появилось объявление об открытии гостиницы «Арктика» и ресторана при ней. Сообщалось, что «в ближайшие дни открывается первоклассная гостиница и ресторан «Арктика». При гостинице парикмахерские - мужская и дамская. Ленинградская, 23».

1933 г. 20 октября – в мурманском округе началось введение единой паспортной системы СССР.

1933 г. 25 октября – подписан договор между судоремонтным заводом Севтралтреста и управлением Мурманского военного порта на ремонт в четвертом квартале 13-ти боевых единиц новорожденного Северного флота (Северной военной флотилии): три эсминца, три подлодки, три сторожевика, четыре тральщика.

Ноябрь 1933 года

1933 г. ноябрь – завершилось строительство 4-этажного каменного здания гостиницы «Арктика». Проектировал ее архитектор И. Калиш. В те годы она приобрела репутацию лучшей на всем Севере страны. В гостинице было более 100 номеров, ванные комнаты, телефоны, парикмахерская, буфет, ресторан. В довоенной «Арктике» останавливались полярники И.Д. Папанин и В.Ю. Визе, академики С.И. Вавилов, О.Ю. Шмидт, А.Е. Ферсман, И.Г. Эйхфельд и Н.М. Книпович, писатели и поэты К.М. Симонов, В.А. Каверин, В.П. Катаев, А.А. Прокофьев, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Вишневский, М.С. Шагинян, В.П. Беляев, Н.И. Панов. Именно в ее ресторане, предвкушая скорый захват Мурманска, гитлеровцы намеревались организовать победный банкет летом 1941 г.

Мурманск в 1933 году

1933 г. ноябрь – к ноябрьскому празднику завершилось строительство здания морского рыбопромышленного техникума (с 1946 г. – мореходное училище, с 1989 г. – морской колледж). Построено здание, по некоторым сведениям, на месте бывшей белогвардейской тюрьмы. Набор курсантов состоялся годом раньше; занимались по вечерам в помещении школы ФЗУ. Первым директором техникума был С. Богомолов.

1933 г. ноябрь - к ноябрьским праздникам вступил в строй водовод из Большого озера. Он обошелся городу в 1,4 миллиона рублей (почти столько же стоило строительство гостиницы "Арктика"). По трубам протяженностью в 5,3 километра Мурманск стал получать 500 кубометров воды в час.

1933 г. 6 ноября – первый кинотеатр Мурманска принял первых зрителей - ударников строительной отрасли.

1933 г. 6 ноября – завершено строительство первой очереди мурманского судоремонтного завода.

1933 г 7 ноября - южнее Варничного ручья открылся кинотеатр «Северное Сияние». Это было своеобразное здание. Крылья его возвышались над центром, имевшим большие окна. Большое деревянное здание в стиле конструктивизма со зрительным залом на 800 мест. Печное отопление в 1936 году было заменено на паровое. Несмотря на огрехи строителей кинотеатр пользовался большим успехом у горожан.

1933 г. 25 ноября – в кинотеатре «Северное Сияние» начались регулярные сеансы показом фильма "Два океана", посвященного преодолению ледокольным пароходом "Александр Сибиряков" Северного морского пути за одну навигацию.

1933 г. 29 ноября - Мургорсовет утвердил и ввел в действие обязательное постановление «Об упорядочении уличного движения в городе Мурманске».

Мурманск в 1933 году
Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: