Мурманск в деталях » Улицы города Мурманска » Коминтерна улица

Коминтерна улица

Коминтерна улица

На дореволюционном плане города она обозначена как улица Железнодорожная. После восстановления в городе Советской власти, а точнее с июня 1920 года, стала именоваться Интернациональной. Нынешнее название — в честь Коммунистического Интернационала — носит с 22 июля 1925 года.

В 20-х годах прошлого вдоль всей улицы стояли бревенчатые срубы. Когда же в октябре 1927 года здесь выросло первое в Мурманске каменное, в три этажа, здание транспортно-потребительского общества (ТПО), оно «представлялось небоскребом». Несмотря на перебои с кирпичом и цементом, стеклом и краской, семьдесят рабочих во главе с прорабом Рассом строили быстро: начали в мае, а через четыре месяца закончили. В здании со стеклянным куполом открылись универмаг и столовая. На фасаде были установлены часы.

Неподалеку от здания ТПО располагались Дом таможни и своего рода гостиница - Дом рыбака и оленевода, а ближе к оврагу - клуб «Местран», принадлежавший работникам местного транспорта - торгового порта и морского агенства. За углом нынешнего здания управления пароходства (начало улицы Профсоюзов) стоял клуб железнодорожников. По другую сторону улицы, против пригорка со зданием ТПО, размещались маленькие домики (общее название - Почтовый поселок) и четыре примечательных объекта: гостиница "Желрыбы" (первая в городе), биржа труда, рынок, стадион железнодорожников.

Гостиница открылась 31 августа 1924 г. Для того времени гостиница была неплохой: двадцать шесть жилых номеров, вместительный ресторан с высоким камином и даже две ванны. Здание, кстати, существует до сих пор, но частично перестроенное (стоит севернее железнодорожного вокзала, вплотную к перрону).

Район нынешнего слияния улиц Коминтерна и Шмидта назывался прежде Красной Горкой. Один из домов на ней занимал Мурманский Совдеп. В конце 20-х годов Красную Горку срыли. В середине 20-х годов на улице находился бревенчатый одноэтажный дом губкома РКП(б).

До 30-х годов улицу пересекали (от нижней террасы к улице Ленинградской) рельсы "декавильки", по которым громыхали дрезины с вагонетками. В ноябре 1934 года, когда в городе открылась первая автобусная линия (Жилстрой - ул. Карла-Либкнехта), одна из остановок 16-местного автобуса ГАЗ-АА появилась и на улице Коминтерна. Перед войной улица являлась крупным общественным и культурным центром города. Здесь находились три клуба, Дом рыбака и оленевода, гостиница, стадион, вокзал, рынок, гастроном ТПО и еще четыре магазина.

Во время войны фашистские летчики активно бомбили железнодорожный узел. Пострадали, естественно, и прилегающие участки города. Большинство домов улицы сгорело. Утром 21 декабря 1941 года бомба весом 250 кг попала в здание ТПО. К счастью, она не взорвалась, а только пробила крышу и междуэтажные перекрытия. Пиротехники вывезли её за город и уничтожили.

Восстановление и реконструкция улицы начались сразу после окончания боевых действий в Заполярье и завершились в основном к середине 60-х годов. Новый вокзал (точнее - его центральный корпус) вступил в строй и принял первых пассажиров накануне Первомая 1954 г. (архитектор А. Мимбаревич). Первоначально здание покрыли терракотовой штукатуркой, но она быстро закоптилась, из-за перепада температур стала отпадать и её пришлось удалить. С тех пор вокзал красят чаще всего в салатный или зеленый цвет.

В 1959 года на куполе здания установили пятнадцатиметровый шпиль со звездой. Операцию всего за четверть часа выполнил экипаж вертолета в составе Г. Строева и В. Кривенко. Крылья - правое и левое - пристроили к центральному корпусу в 1960-1961 гг. Тогда же возникла Привокзальная площадь. На ней были посажены голубые ели и установлен памятник в честь первоходцев космоса (человек, устремленный к звездам). Теперь на площади только полотно асфальта, заставленное автомашинами.

Сегодня улица Коминтерна - своеобразный транспортный узел Мурманска. Кроме железнодорожного вокзала, здесь автовокзал и стоянки автобусов пригородных линий, филиал агенства Аэрофлота, железнодорожные кассы, диспетчерский пункт такси. От привокзальной площади - переход к морскому вокзалу.

Существенных перемен за последнее время не произошло, лишь на стыке с улицей Шмидта снесено несколько старых строений, да претерпело перепланировку здание ТПО: здесь в 1989 году открылся зал художественных выставок, а затем - Художественный музей.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

0 1 556 17-09-2019 21:09
Как к вам обращаться:

Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код:




Хронология событий

Мурманск в 1960 году

1960 г. январь - в Мурманске состоялась XX городская партийная конференция, на которой были сформулированы главные задачи в развитии народного хозяйства на ближайшие годы.
Мурманск в 1960 году
Хронология событий

Мурманск в 1937 году

1937 г. Январь – в Росту протянули железнодорожную ветку. Тогда же начали прокладывать шоссейную дорогу вдоль Кольского залива.
Мурманск в 1937 году
Улицы города Мурманска

Молодежный проезд

Расположен в 7-м микрорайоне Мурманска. Начинается к западу от улицы Зои Космодемьянской. Получил свое название 19 марта 1981 года. 10 ноября 1988 года для сотрудников Мурманской
Молодежный проезд
Улицы города Мурманска

Большая Ручьевая улица

Находится на западном склоне Зеленого мыса. Протянулась в северо-западном направлении от дома №54 по улице Карла Либкнехта. На этом месте уже в 20-х годах прошлого века был
Большая Ручьевая улица
Улицы города Мурманска

Разина переулок

Появился на карте города 19 августа 1960 года. В некоторых источниках этот топографический объект обозначен как улица Разина. Скорее, это переулок, так как в нем всего три
Разина переулок
Хронология событий

Мурманск в 1988 году

1988 г. 12 января – на улице Подгорной была забита первая пробная свая будущего машиностроительного завода.
Мурманск в 1988 году
Улицы города Мурманска

Боровая улица

Улица вдоль подножия Зеленого мыса. Протянулась по склону выше Нижне-Ростинского шоссе. Свое название получила 19 октября 1937 года. На Боровой, 20, находится Мурманская
Боровая улица
Хронология событий

Мурманск в 1975 году

1975 г. 1 января - Мурманский автомотоклуб переименован в Мурманскую автошколу ДОСААФ.
Мурманск в 1975 году
Улицы города Мурманска

Капитана Буркова улица

Улица раскинулась на самой кромке третьей террасы, занимая весь увал от долины Варничного ручья до ул. К. Маркса. На ней лишь два автомобильных спуска в центральную часть города
Капитана Буркова улица
Улицы города Мурманска

Аскольдовцев улица

Названа в честь команды крейсера «Аскольд», принимавшей активное участие в становлении Советской власти в Мурманске. Расположена улица в Ленинском округе между берегом Кольского
Аскольдовцев улица
Памятники

Памятник заводчанам, погибшим в боях за Родину в 1941-1945 гг.

Памятник, посвященный строителям-защитникам Родины в 1941—1945 годах, открыт в октябре 1974 года к тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне. Согласно воспоминаниям
Памятник заводчанам, погибшим в боях за Родину в 1941-1945 гг.
Хронология событий

Мурманск в 1940 году

1940 г. 29 января (30 января) – город встречал экипаж ледокола «Г. Седов» после освобождения его из 812-суточного ледового плена. Перед «седовцами» на митинге выступил с речью
Мурманск в 1940 году