Мурманск в деталях » Интересные факты » Высадка десанта в порт Лиинахамари в ночь на 13 октября 1944 г.

Высадка десанта в порт Лиинахамари в ночь на 13 октября 1944 г.

Высадка десанта в порт Лиинахамари в ночь на 13 октября 1944 г.

Исходя из создавшейся обстановки, командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко приказал высадить десант непосредственно в порт Лиинахамари и захватить порт и военный городок с целью сохранения военных объектов от уничтожения противником. Для выполнения поставленной задачи были выделены: а) отряд в 350 человек из 349-го отдельного пулеметного батальона под командованием майора И. А. Тимофеева; б) отряд в 260 человек из 125-го полка морокой пехоты под командованием старшего лейтенанта Б. Ф. Петербургского. Общее командование десантом было поручено командиру 349-го отдельного пулеметного батальона майору И. А. Тимофееву. Для перевозки десанта были выделены корабли в следующем составе:

— первая группа — торпедные катера (типа Д-3) № 114 и 116; командир группы — Герой Советского Союза капитан-лейтенант А. О. Шабалин;

— вторая группа — торпедные катера (типа «Хиггинс») № 204,. 206, 207, 208 и 213; командир группы — командир 2-го дивизиона торпедных катеров капитан 2 ранга С. Г. Коршунович;

— третья группа — катера МО № 423, 424, 428, 429, 430, 433 и торпедный катер («Хиггинс») № 211; командир группы — командир дивизиона малых охотников гвардии капитан 3 ранга С. Д. Зюзин.

Одновременно было выделено два подвижных дозора — ближний и дальний (каждый дозор из двух торпедных катеров). Прорывом катеров в залив Петсамонвуоно и высадкой десанта в порт Лиинахамари руководил гвардии капитан 3 ранга С. Д. Зюзин. Ввиду предполагавшихся противокатерных боновых заграждений при форсировании входа в Петсамонвуоно были выделены 2 торпедных катера типа Д-3 с торпедами, но применять торпеды для прорыва боновых заграждений не пришлось, так как никаких противокатерных бонов в заливе не оказалось. В 15 ч. 00 м. все катера, выделенные для операции, были сосредоточены в маневренной базе Пумманки; к этому же времени туда подходил с переднего края и десантный отряд.

На инструктаже перед выходом в море всем командирам катеров было точно указано, на какие причалы высаживать десант. В случае невозможности высадить десант на причалы, надлежало высадить его на необорудованный берег вблизи указанных причалов. Для этой цели каждый катер был снабжен специальным десантным трапом. На головные катера каждой группы были выделены военные лоцманы, хорошо знавшие вход в Петсамонвуоно и порт Лиинахамари.

Операцией руководил лично командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко, который находился на высоте 200,0 на полуострове Средний.

После того как боевая задача была доведена до личного состава торпедных катеров, а также было указано место и время высадки десанта и морские пехотинцы были посажены на катера, работники политического отдела бригады провели на катерах короткие собрания.(Арх. 23130 л. 76, 77.)

Закончив погрузку десанта, корабли начали выходить в море. Первая группа (торпедные катера № 114 и 116) под командованием члена ВКП(б) Героя Советского Союза капитан-лейтенанта А. О. Шабалина вышла в 20 ч. 40 м, вторая группа (торпедные катера № 204, 206, 207, 208 и 213) под командованием члена ВКП(б) капитана 2 ранга С. Г. Коршуновича — в 20 ч. 47 м. и третья (катера МО № 424, 428, 429, 430, 433 и торпедный катер № 211) под командованием члена ВКП(б) гвардии капитана 3 ранга С. Д. Зюзина — в 20 ч 54 м .

В целях скрытности движения моторы всех катеров на переходе морем работали с подводным газовыхлопом и в то же время два самолета Ил-4 (9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка) летали в районе Петсамонвуоно и сбрасывали бомбы на немецкие батареи, расположенные на мысах Ристиниеми, Нумерониеми и Девкин. Несмотря на эти мероприятия, первая группа катеров на подходе к заливу Петсамонвуоно была обнаружена противником. С полуострова Нурменсетти катера были освещены прожекторами и подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу, но Шабалин настойчиво продолжал идти в залив. Во время движения катеров в Петсамонвуоно немцы непрерывно стреляли осветительными снарядами и этим помогали нашим катерам ориентироваться в заливе. Прижимаясь к западному берегу, катера в 22 ч. 50 м. подошли к мысу Девкин.Обогнув его, они приблизились к причалам № 4 и 5 и в 23 ч. 04 м. высадили на них свои десанты (торпедный катер № 114 высадил 27 человек и № 116 — 25 человек). Они вступили в бой. Несмотря на шквал вражеского огня, краснофлотцы крепко вцепились в берег и продолжали расширять занятый плацдарм. Торпедный катер № 114 оставался у причала № 4 и поддерживал десант огнем из автоматов до окончания высадки всего десанта (основной задачей катера являлось оказание помощи другим катерам на случай их повреждений). Закончив высадку, катер № 116 под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта А. О. Шабалина отошел к мысу Девкин для встречи второй группы торпедных катеров и сопровождения их к месту высадки десанта.

Вторая группа катеров на подходах к заливу Петсамонвуоно также была освещена прожекторами противника и обстреляна сильным артиллерийским огнем. Но катера без потерь преодолели артиллерийскую завесу и вошли в залив. В районе мыса Девкин катер № 116 встретил вторую группу катеров, вывел ее к причалам и отошел к мысу Девкин для встречи третьей группы катеров.

В 23 ч.10 м. катера подошли к причалам № 4 и 5 и приступили к высадке десанта. Торпедный катер № 208 высадил на причал № 2 56 человек и стал отходить на середину плеса. В этот момент в левый борт катера попал вражеский снаряд; катер остановился, так как у него вышел из строя левый мотор. Через несколько секунд в носовой кубрик с правого борта попал второй снаряд, которым были убиты 3 матроса. Однако благодаря самоотверженной работе мотористов оба мотора были запущены, и поврежденный катер своим ходом вышел на середину плеса Девкиной заводи.

Прикрываясь дымовыми завесами, вторая группа катеров начала выходить из залива Петсамонвуоно в Пумманки. Во время высадки из состава второй группы катеров были убиты 3 матроса и один ранен; из состава десанта 2 матроса были ранены. Всего обеими группами катеров в порту было высажено 298 человек.

Третья группа катеров на подходах к заливу Петсамонвуоно была также обстреляна интенсивным артиллерийским огнем с мысов Ристиниеми и Нумерониеми, но без потерь прорвалась в залив. В районе мыса Девкин она была встречена торпедным катером № 116 и выведена к месту высадки. Дымовые завесы, поставленные катерами второй группы в заливе и особенно в районе Девкиной заводи, создали исключительно плохую видимость; часть катеров потеряла ориентировку и высадила десант не в указанных местах.
Катера МО № 424, 428, 429, 430 в 23 ч. 15 м. подошли к причалу № 5 и начали высаживать десант; после высадки они быстро отходили на середину Девкиной заводи.

На подходе к причалу № 5 в правый борт катера МО № 423 в районе мостика попала мина. Был выведен из строя правый мотор и осколком тяжело ранены 2 матроса и дивизионный штурман старший лейтенант Федченко (через несколько минут он умер). В густом дыму командир катера потерял ориентировку и вместо намеченного района высадки подошел к восточному берегу залива Петсамонвуоно напротив мыса Сиебруниеми и в 24 ч. 00 м. высадил туда школу сержантов 349-го отдельного пулеметного батальона морской пехоты в составе 49 человек под командованием лейтенанта Ледина.

Группа лейтенанта Ледина пошла на юг для соединения с диверсионным отрядом капитана Барченко, находившимся в это время в районе мыса Крестовый. (Арх. 14059, л. 30, 64.)

Торпедный катер № 211 также потерял ориентировку в густом дыму и после бесцельного блуждания по заливу подошел к восточному берегу напротив мыса Сиебруниеми и в 24 ч. 00 м. высадил туда свой десант в составе 57 человек под командованием лейтенанта Рекало.

Катер МО № 433, потеряв ориентировку в заливе, подошел к мысу Сиебруниеми и в 24 ч. 00 м. высадил на берег 4-ю пулеметную роту 349-го отдельного пулеметного батальона морской пехоты (впоследствии эта рота соединилась с основным десантом в районе огневой позиции 210-мм батареи).

Катер МО № 428 после высадки десанта начал отходить в район мыса Девкин, где стоял густой дым, в котором командир катера (старший лейтенант И. И. Штанько) хотел укрыться от артиллерийского и минометного обстрела противника. В 23 ч. 18 м. катер развил ход до 20 узлов и с полного хода выскочил на камни у мыса Девкин.

Командир группы капитан 3 ранга С. Д. Зюзин приказал катерам МО № 429, 430 и 433 подойти к аварийному катеру и попытаться снять его с камней; в случае неудачи — команду снять, а катер подорвать. Остальные катера начали отходить в Пумманки. Попытки снять катер с камней не дали результатов. Командир катера МО № 428 от подрыва своего катера отказался, считая, что катер сел на камни при малой воде и во время прилива он легко может сняться, к тому же порт Лиинахамари находился уже в наших руках.

Командир предложил желавшим покинуть катер, но их не оказалось. И только после категорического приказания командира группы капитана 3 ранга Зюзина покинуть катер командир и весь экипаж покинули свой корабль.

На обратном пути третья группа катеров до самого выхода из Петсамонвуоно была обстреляна сильным артиллерийским и минометным огнем, но без потерь прибыла в Пумманки. Группа катеров капитана 3 ранга Зюзина высадила 360 человек, из них 106 человек — на правый берег залива. Потери десанта составляли: убитыми 1 человек, тяжело ранеными — 1, легко ранеными — 4. (Арх. 17142, л. 12; арх. 14059, л. 65—67; арх. 14952, л. 80 об.)

После возвращения торпедных катеров в Пумманки командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко прямо на пирсе вручил ордена и медали катерникам, отлично выполнившим боевое задание по высадке десанта в порту Лиинахамари. (Арх. 23130, л. 78.)
Десант майора Тимофеева И. А., не ожидая рассвета, с хода повел наступление на высоту, где была расположена 210-мм батарея противника и вдоль берега на гостиницу. Преодолевая проволочные заграждения, каменные заборы и завалы, под сильным ружейно-пулеметным и артиллерийско-минометным огнем, десант энергично продвигался вперед и после ряда смелых рукопашных схваток сбил противника с обороняемых позиций и закрепился на высотах, прилегающих к порту Лиинахамари. (Арх. 17142, л. 12; арх. 14059, л. 68.)

Автор: Титаренко К. И, военный историк, поисковик

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

0 1 081 24-09-2019 21:49
Как к вам обращаться:

Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код:




Улицы города Мурманска

Александрова улица

Улица уходит к западу от проспекта Героев-Североморцев вдоль Семеновского озера и завершается мемориалом Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны
Александрова улица
Хронология событий

Мурманск в 1962 году

1962 г. 1 января – открыто новое здание Мурманского морского пассажирского вокзала.
Мурманск в 1962 году
Хронология событий

Мурманск в 1930 году

1930 г. январь - решением Совнаркома Мурманский порт был изъят из подчинения железной дороги и передан в ведение управляющего Балтийским морским бассейном в Ленинграде, а год
Мурманск в 1930 году
Улицы города Мурманска

Котовского улица

Решением Мурманского горисполкома от 27 сентября 1940 года на карте города появилась улица Котовского. Эта крохотная улица оставила яркий след в истории города. 29 октября 1945
Котовского улица
Улицы города Мурманска

Ленина проспект

Эта, пожалуй, главная улица Мурманска пересекает весь центр города с севера на юг. Здесь находятся самые красивые здания Мурманска, в том числе администрации Мурманской области и
Ленина проспект
Хронология событий

Мурманск в 1938 году

1938 г. 1 января – на проспекте Сталина открылась горка для катания, пользующаяся большой популярностью.
Мурманск в 1938 году
Улицы города Мурманска

Коминтерна улица

На дореволюционном плане города она обозначена как улица Железнодорожная. После восстановления в городе Советской власти, а точнее с июня 1920 года, стала именоваться
Коминтерна улица
Хронология событий

Мурманск в 1926 году

1926 г. 1 января – в «Красной деревне» - занятых под жилье вагонах – насчитывалось 147 «домов на колесах». "Дряхлые стенки вагонов трещат по всем швам и осыпаются, -
Мурманск в 1926 году
Улицы города Мурманска

Мурманская улица

Возле железнодорожной ветки у 17-й колонии «на Угольках», сиротливо стоят два невзрачных жилых дома № 56 и 58, из окон которых открывается вид на Кольский залив. Эти два дома и
Мурманская улица
Улицы города Мурманска

Карла Либкнехта улица

Улица в Октябрьском округе Мурманска. Начинается она от проспекта Ленина, затем пересекает улицу Челюскинцев и Терский переулок и смыкается в северо-западной части с
Карла Либкнехта улица
Улицы города Мурманска

Полевая улица

Улица расположена в микрорайоне Петушинка. Начинается от Хибинского переулка и, уходя от него вдоль железной дороги в южном направлении, смыкается с улицей Песочной. Свое
Полевая улица
Улицы города Мурманска

Владимирская улица

Получила название 27 февраля 1956 года. Улица находится на самой верхней точке Жилстроя, на вершине Петушиной сопки, за 4-й школой.
Владимирская улица