1940 г. 29 января (30 января) – город встречал экипаж ледокола «Г. Седов» после освобождения его из 812-суточного ледового плена. Перед «седовцами» на митинге выступил с речью первый секретарь обкома партии М.И. Старостин.
Февраль 1940 года
1940 г. Февраль - Мурманская автобаза была переименована в АТК №1.
1940 г. 1 февраля - Мурманск торжественно встречал новых арктических героев - экипаж ледокольного пароход "Георгий Седов", который оказался в ледовом плену еще осенью 1937 года и совершил сложнейший 812-дневный дрейф в центральном секторе Арктики.
1940 г. 2 февраля - бюро Мурманского горкома ВКП(б) постановило «произвести установку памятника пламенному трибуну большевистской партии, инициатору освоения несметных богатств Кольского полуострова Сергею Мироновичу Кирову».
1940 г. 3 февраля – орденом Ленина награжден ледокольный пароход «Георгий Седов» за героический дрейф во льдах Северного Ледовитого океана и Гренландского моря, ледокол «И. Сталин» за вывод ледокольного парохода «Георгий Седов» изо льдов Арктики; орденом Трудового Красного знамени – зверобойный бот «Мурманец».
1940 г. 20 февраля – газета «Полярная Правда» сообщала: «В сквере Дома культуры имени С.М. Кирова, у подножья летней террасы, в последние дни выросло небольшое дощатое здание. Здесь строители Мурманского облстройтреста воздвигают памятник трибуну революции, незабвенному Сергею Мироновичу Кирову. В день ХХ годовщины освобождения Мурмана от белогвардейских банд и банд англо-французской интервенции состоится открытие памятника. Сейчас заканчиваются последние строительные работы. Каменщики-стахановцы вместе с бригадой бетонщиков завершили укладку фундаментов и пьедестала. Штукатуры-стахановцы заканчивают наружную отделку пьедестала. Группа монтажников приступила к установке скульптуры на постамент».
1940 г. 21 февраля – в двадцатую годовщину освобождения Мурмана от интервентов, в центре Мурманска, в сквере на пересечении улиц Воровского и Пушкинской, перед фасадом здания, в котором ранее размещались обком ВКП(б) и облисполком (ныне – областная Дума) состоялось открытие памятника С.М. Кирову. Скульптор З.А. Виленский.
1940 г. 21 февраля - в Мурманске, в Доме культуры имени С.М. Кирова, открылась выставка «Советское Заполярье в живописи», подготовленная ленинградскими художниками и посвященная 20-летию освобождения Мурмана от интервентов. На выставке демонстрировались 135 полотен, выполненных 48 художниками по результатам творческих поездок по Кольскому краю.
Март 1940 года
1940 г. 12 марта – газета «Полярная правда» опубликовала «Макет планировки административного центра г. Мурманска. Авторы проекта и исполнители макета архитекторы Г.Е. Едике и М.П. Савкевич».
1940 г. 13 марта – окончание советско-финской войны. Все официально объявленные территориальные претензии СССР были удовлетворены. СССР получил полный контроль над акваторией Ладожского озера и обезопасил Мурманск, который находился вблизи финской территории (полуостров Рыбачий).
1940 г. 20 марта - исполком Мурманского горсовета решил "обязать горкомхоз благоустроить и озеленить существующую площадку у городского цирка и просить Областной исполнительный комитет отпустить на начало устройства в 1940 г. городского парка в долине
Варничного ручья 100 тысяч рублей". Но благоустройство прилегающей территории отложили. А парк в долине Варничного ручья, частью которого планировалось сделать цирк, так в итоге и не появился.
1940 г. 20 марта - Мурманский колбасный завод был выведен из Ленинградского мясокомбината им. С.М. Кирова и передан в ведение Мурманской областной пищевой промышленности. Ассортимент выпускаемых колбас был довольно широким и состоял почти из 40 наименований. Среди них уже тогда присутствовали знакомые каждому названия колбас – «Докторская», «Любительская», «Столичная», «Чайная», «Краковская», «Польская» и др. Выпускались сосиски, сардельки, фаршированные и твердокопченые колбасные изделия. В марте 1940 г. был пущен в эксплуатацию котлетный автомат.
1940 г. 23 марта – распоряжение И.Сталина о воспрещении немецким военным судам временно заходить в Мурманск.
1940 г. 28 марта – в Мурманск пришло германское торговое судно «Валькюре».
Апрель 1940 года
1940 г. 11 апреля - в Мурманский порт в 19 часов как порт убежища прибыл германский военный тральщик 485. Порт прибыл без лоцмана и контроля. В 23 часа по распоряжению командования Северного Военного Флота из порта выведен и находится под его ведомом.
1940 г. 15 апреля - в докладной записке Мурманского УНКВД на имя Л. Берии сообщалось: «С 10 сентября 1939 года, в связи с пребыванием в Мурманском порту и Кольском заливе германских торговых и пассажирских судов, в городе Мурманске до сего времени периодически проживают сотрудники германского посольства в Москве.
Персонально за этот период в Мурманске побывали:
Секретарь германского посольства в Москве фон-Вальтер. Проживал с 10 сентября по 8 октября 1939 года
Сотрудник германского посольства в Москве Кенигседер Иоганн. Проживал с 10 сентября по 29 ноября 1939 года.
С 29 ноября до середины декабря 1939 года находился помощник военного германского атташе Росс .
С 4 по 8 и с 18 по 22 декабря 1939 года проживал сотрудник германского посольства в Москве Бауман Вильгельм .
С 6 по 16 декабря 1939 года и с 27 марта по 1-е апреля 1940 года находился сотрудник германского посольства в Москве Крепш Курт .
С 27 ноября 1939 года и по настоящее время в Мурманске безвыездно проживает помощник германского военного атташе Ауэрбах Эрих».
1940 г. 16 апреля – газета «Полярная Правда» писала: "На мурманском рынке вместо колхозников орудуют спекулянты, продающие только что вчера купленные ими промтовары в государственных магазинах — обувь, носки, чулки, грампластинки по цене в 4 - 5, а то и в 10 раз дороже государственной".
1940 г. 21 апреля – в Мурманский порт прибыли в сопровождении ПСК-302 германские траулеры: “Саксенвальд”, “Целле”, “Кобург”, “Штеккельнберг”, “Лаунбург”. Траулеры находились на промысле рыбы в Баренцевом море. По объяснению капитанов траулеров они по распоряжению германских властей в связи военными действиями следовали в Териберку — Мурманск ввиду отсутствия продовольствия и как порты убежища.
1940 г. 24 апреля – газета «Полярная правда» опубликовала подборку материалов «Год дальнейшего роста советского Заполярья». На фотографии представлен проект «Мурманск. Улица Полярных Зорь в будущем».
1940 г. 1 мая - в Мурманске состоялся военный парад, в котором приняли участие подразделения 14-й армии, прибывшие из района Петсамо после окончания советско-финской войны 1939-1940 годов. В воздушном параде над городом участвовало более 40 военных самолетов.
Июнь 1940 года
1940 г. 5 июня – после трехлетней доработки проекта коллегия Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР во главе с наркомом К. Памфиловым постановила: "Представленную Главным архитектурно-планировочным управлением наркомхоза РСФСР генеральную схему планировки г. Мурманска одобрить".
1940 г. 11 июня - в спецзаписке УНКВД Мурманской области отмечалось, что на германском торговом судне «Валькюре» поломалась станина брашпиля и был утерян якорь. На этом основании немцы запросили причал. По донесению от 13 июня, авария на пароходе по всем признакам была совершена «вполне преднамеренно, с той целью, чтоб задержать пароход от отправки в Германию».
1940 г. 13 июня - из УНКВД на имя Л. Берии уходит телеграмма, в которой говорится: «Пребывание Ауэрбаха (помощник германского военного атташе прим. Г.С.) в Мурманске обуславливается, якобы, наличием двух немецких пароходов именуемых “военными”, которые с середины апреля сего года отстаивались в губе Западная Лица […] Впоследствии указанные два парохода были переведены на побережье Кольского полуострова в становище Иоканьгу, являющуюся новостроящейся базой Северного военного флота». Причем мотивы передислокации судов немцам официально не сообщались.
1940 г. 14 июня - Мурманск спецзапиской информирует НКВД СССР: "[…] Ауэрбах, прикрываясь пребыванием в Мурманском порту германских торговых (а не военных) пароходов, ведет активную разведывательную работу, создает большую агентурную сеть […] за последнее время нам стало известно следующее:
Ведя активные военные операции против военно-морских сил союзников, Германия, безусловно, нуждается в военных кораблях. Ссылки на невозможность вывести их из Мурманского порта, не являются основательными, так как сопредельное государство, Норвегия, очищено от войск союзников.
Следовательно, пребывание германских пароходов в Мурманском порту вызывается другими соображениями, вероятнее всего — разведывательного порядка".
В этой же спецзаписке отмечается: «Опасность пребывания в Мурманске, в непосредственном соприкосновении с Северным флотом Ауэрбаха, усугубляется тем обстоятельством, что командование Северного флота совершенно не было подготовлено к его прибытию и с самого начала до последнего времени действует без плана и какой-либо целеустремленности […] по совершенно неясным причинам».
1940 г. 17 июня - В ответ на телеграмму секретаря Мурманского обкома ВКП(б) Старостина на имя И. Сталина за подписью наркома внутренних дел Л. Берии было подготовлено письмо, в котором, в частности, говорилось: «По существу телеграммы […] тов. Старостина относительно находящихся в Мурманске германских судов и помощника военно-морского атташе Германского посольства Ауэрбаха Э.П. НКВД СССР докладывает:
Стоянка германских судов в Западной Лице, Иоконгеи Мурманском Торговом порту разрешена Народным Комиссариатом Военно-Морского флота.
Все передвижения как этих судов, так и лично Ауэрбаха, связанные с обслуживанием команд судов, производятся с разрешения командования Северного флота».
1940 г. 19 июня - наркомы внутренних дел и военно-морского флота СССР Берия и Кузнецов направляют на имя В.М. Молотова письмо с предложением: «[…] поставить вопрос перед немцами о выводе этих судов из наших вод, т.к. обстановка это уже позволяет».
Информация о том, что немцам при первой возможности будет предложено вывести все суда, была направлена из СНК СССР секретарю Мурманского обкома партии.
1940 г. 23 июня – вышел приказ Л.П. Берия «О переселении из г. Мурманска и Мурманской области граждан инонациональностей». В соответствии с ним массово выселялись за пределы области финны, эстонцы, латыши, норвежцы, литовцы, шведы, немцы, поляки, китайцы и др. Все они считались политически неблагонадежным «элементом».
1940 г. 27 июня – задержанные 21 апреля немецкие траулеры ушли из Мурманска и взяли курс на норвежский порт Тромсе.
1940 г. 29 июня - ранее стоявшие в Иоканьге немецкие суда «Финиция» и «Викинг-5» прибыли в Мурманский порт.
Июль 1940 года
1940 г. июль – стихотворение Александра Подстаницкого «Мурманск, город мой широкоплечий» было признано лучшим на конкурсе, объявленным газетой «Полярная правда».
1940 г. 5 июля - в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и приказом наркома внутренних дел Л.Берия от 23.06.1940 г. началась массовая депортация из города Мурманска и Мурманской области граждан иностранных национальностей – финнов, эстонцев, латышей, норвежцев, литовцев, шведов, немцев, поляков, китайцев, греков, корейцев и других, проживавших в пограничной зоне СССР.
1940 г. 16 июля - из Тронхейма в порт Мурманска прибыл германский тральщик «Кединген» с грузом продовольствия (20 тонн) для немецких судов, команда которого на берег не сходила. Данных, кому предназначалось продовольствие — стоявшим в Мурманске торговым судам или отстаивавшимся в Западной Лице «Фениции» и «Викингу-5», не имеется.
1940 г. 29 июля – немецкое судно «Викинг-5» покинуло Мурманск, вместе с ним ушел в море тральщик "Кединген".
Август 1940 года
1940 г. август - для подготовки наступления на Мурманск в предстоящей войне немцы доставили из Нарвика в район Киркенеса 2-ю горную (австрийскую) дивизию.
1940 г. 2 августа – германское торговое судно «Валькюре» вышло из Мурманска с грузом концентрата с назначением Гамбург.
1940 г. 5 августа - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка «Щ-423» отправилась из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути (Экспедиция особого назначения – 10). Раньше лишь надводным судам удавалось пройти этим маршрутом.
Сентябрь 1940 года
1940 г. 5 сентября - глава политического отдела германского МИД Э. Воерманн в телеграмме послу Германии в СССР указал: «Наш военный флот намерен отказаться от предоставленной ему базы на Мурманском побережье, так как в настоящее время ему достаточно базы в Норвегии. Пожалуйста, уведомите об этом решении русских и от имени Имперского правительства выразите им благодарность за неоценимую помощь».
1940 г. 16 сентября – немецкое судно «Фениция» покинуло Мурманск.
1940 г. 27 сентября - решением Мурманского горисполкома на карте города появилась улица Котовского (Григорий Иванович Котовский - легендарный участник Гражданской войны).
Октябрь 1940 года
1940 г. 3 октября - в соответствии с решением Мурманского облисполкома создано Мурманское отделение Союза художников СССР.
1940 г. Октябрь - немецкие самолеты-разведчики Do 17P пересекали границу Советского Союза и фотографировали Мурманск.
Ноябрь 1940 года
1940 г. 6 ноября – для участия в праздновании очередной годовщины Октябрьской Революции на рейд Мурманска встала подводная лодка «Декабрист».
1940 г. 27 ноября – в Мурманской тюрьме №1 произошел бунт. Арестанты, подстрекаемые рецидивистами, поломали нары, ломали двери, испортили электропроводку.
Декабрь 1940 года
1940 г. декабрь - на Мурманской судоверфи спущен на воду РТ-103 "Победа", третий по счету траулер, построенный мурманчанами от киля до клотика. Или пятый, если считать «Ивана Папанина» и «Валерия Чкалова», чьи корпуса были изготовлены в Ленинграде.
1940 г. 20 декабря - в целях лучшей организации и постановки онкологической помощи в области организовался онкологический пункт на базе городской больницы №2 (в настоящем ГОБУЗ «Мурманская областная клиническая больница» им. П.А. Баяндина) и поликлиники №1 г. Мурманска.
Некоторые события 1940 года:
- Подписанием Московского мирного договора завершилась советско-финская война.
- Был принят генеральный план застройки Мурманска. Однако план этот остался на бумаге, его исполнению помешала война.
- Установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову, ставший одним из значимых архитектурных элементов города.
- Завершение легендарного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».
- На улице Пушкинской построен дом №7, один из трех сохранившихся на этой улице до наших дней.
- Александр Подстаницкий написал свои самые знаменитые стихи.
- Открыта жестяно-баночная мастерская.
- Вошел в строй судокорпусной комбинат в поселке Роста.