В этот день, в 1965 году в Мурманске был торжественно открыт памятник "Дедушке" ледокольного флота ордена Ленина ледоколу «Ермак».
Над памятником работали: тогдашний главный архитектор Мурманска- Быстряков, мозаист- Николаев, и художник- Иван Дьяченко.
В Мурманске долго ходили слухи, что 3 тонный якорь в центре экспозиции не родной, однако, как писал А.А. Киселёв, отбитую лапу в одной их арктических экспедиций аккуратно заменили и сейчас можно, если постараться, найти от ремонта сварочный шов на якоре.
Сам же легендарный ледокол был спущен на воду в октябре 1898 года и был первым в мире кораблём для форсирования тяжёлых льдов до двухметровой толщины.
«...по моей инициативе заказан ледокол «Ермак»; ближайшей целью сооружения этого громадного ледокола была у меня та мысль, чтобы, с одной стороны, сделать судоходство Петербурге и других важных портах Балтийского моря в течение всей зимы, но главным образом попытаться, нельзя и пройти на Дальний Восток через северные моря, по северному побережью Сибири», - писал Сергей Юльевич Витте.
Первым его капитаном стал ещё одна легенда- Степан Осипович Макаров.
"Ермак" 64 года служил в рядах флота.
Своё первое задание ледокол выполнил в 1899 году, вызволив из ледяного плена 11 судов в районе Ревеля( Таллина). до 1918 года "Ермак" совместно с другими ледоколами сумел провести более 210 военных кораблей и торговых судов.
В навигацию 1937 года стал единственным из ледокольного флота избежавший ледяного плена, а в начале 1938 года доставлял в Ленинград прославленную четвёрку "папанинцев".
Во время войны стал военным кораблём. Были установлены зенитные орудия и пулемёты.
В 1963 году устаревший ледокол был списан. Рассказывают, что Мурманчане активно высказывались за превращение легенды арктического флота в плавучий музей истории освоения Арктики. Молодежь города организовала акцию по сбору металлолома, который по весу должен был заменить собой обреченный на слом корабль, но...
В 1974 году на воду был спущен новый, дизельный ледокол "Ермак"