Кольская сверглубокая скважина это не просто заброшка, это самый настоящий исторический объект. Самая глубокая скважина в мире, которую только смог пробурить человек. Удивительное дело, в космос мы отправляем аппараты за миллионы километров, а земную кору углубились всего на 12 261 метр. С другой стороны, это и понятно, бурить земную твердь гораздо сложнее, чем отправлять железяки в безвоздушное пространство.
Скважина прекратила свое существование в 2008 году, хотя бурение было остановлено в 1994, и причина тут не в постсоветском кризисе, проблемы у скважины начались гораздо раньше: поломки, более твердые породы, чем ожидалось, да и глубина уже приличная – с каждым метром бурить все сложнее.
Есть даже забавная страшилка про эту скважину, мол добурились до ада и выпустили что-то. Есть даже аудизапись, которая сделана якобы на глубине 12000 метров. На записи слышно что-то больше похожее на дискотеку.
По факту, история была впервые опубликована 1 апреля в одной финской газете, откуда потом и разошлась по миру уже в виде городской легенды. Примерно такие же вещи я пишу у себя в инстаграме забавы ради, не удивлюсь, если через 10 лет кто-то будет рассказывать мои байки с серьезным лицом и уверениями, что рассказчик сам видел это собственными глазами.
Но оставим сказки, нам пора выдвигаться в путь!
П Путь, что ведет в неведомые глубины. Дорога до Сверхглубокой
На 2019 год Кольская сверхглубокая это полностью заброшенный объект, который манит к себе как наших, так и иностранных урбантуристов. Зимой туда делают экскурсии на снегоходах, как летом – не знаю, но на машине к скважине проехать нельзя, дорога заблокирована в нескольких местах. Но мы пешеходы, и нам абсолютно все равно на завалы и рвы, а идти там всего 10 километров.
На календаре 8 мая, и в то время, когда в Питере распустились листочки, в Мурманской области вокруг снега и порывистый ветер. Дорога на Сверхглубокую очень красивая, сначала она идеально укатанная и ровная, а глаз радуют впечатляющие горные просторы. Появляются мысли, что если до самой скважины такая дорога, то дойти будет очень просто.
Потом, пейзаж сменяется на выработки Горно-обогатительного комбината, по территории которого придется пройти, под ногами уже грязно, а вокруг рукотворные насыпные «горы». Тоже красиво и необычно, но идти становится сложнее.
После встретится первый ров, который ГОК выкопал, чтобы никто не ездил на Кольскую. Чтобы вы понимали, ездят туда не только туристы, но и сборщики металла.
Дорога после рва стала еще хуже и относится к категории «зимой что-то проезжало».
Еще один ров, и ведь копали качественно, на совесть. Даже перелазить сложно, на машине вообще не проехать. Фотки нет, к сожалению, но он похож на первый.
За рвом дорога заканчивается. Идти придется по снегу и летней дороге, которая кое-где немного оттаяла.
Понятно, что летом вы вряд ли столкнетесь с такими трудностями, и до самой скважины дорога будет хорошая, но весной или, тем более, зимой там может быть сложно. Если соберетесь идти, то будьте готовы к сильным ветрам и непогоде. Скажем, когда мы шли до скважины, то ветер едва не сбивал нас с ног.
Дом для стальных монстров. Машинный зал
Путь был слишком утомительный и когда на горизонте показался заброшенный комплекс, нашей радости не было предела.
Откуда-то появились силы, и вот мы уже стоим возле стен машинного зала.
В этом помещении, судя по всему, были гаражи и различное оборудование. В комплексе нет ни одного целого стекла. Когда здание консервировали, то забили окна листами шифера. Теперь шифер оторван, а стекла выбиты.
Внутри разруха.
Око, что смотрело под землю. Лаборатории
На Скважине не только бурили, но еще и изучали то, что извлекали из-под земли. Судя по отчетам прошлых исследователей, здесь хранились образцы кернов с разных глубины. Сейчас всего этого уже нет, а различные образцы раскиданы по лабораториям.
Также есть какие-то реактивы.
И остатки оборудования.
Была даже какая-то герметичная камера, которая располагалась в отдельной комнате и имела отдельную вытяжку и герметичные двери со шлюзом.
Полазив по лаборатории, мы пошли в помещение бурильной установки
Вгрызаясь в земную твердь. Бурильная установка
Помещение бурильной установки разрушено, и большая его часть находится под снегом. В том числе и самое интересное – сама скважина. Скажу сразу, что непосредственно скважину мы так и не увидели.
От некогда высоченной башни осталось лишь упоминание в виде руин.
Когда метель стучится в окно. Ночевка на Скважине
Пока мы изучали комплекс зданий, на улице поднялась знатная метель. Вьюга была настолько сильной, что с трудом можно было увидеть соседние здания (в самом конце ролика показана эта метель).
Идти обратно в такую погоду рискованно, да и зачем? Несмотря на то, что 8 мая в Мурманской области уже белые ночи и светло как днем (это не те белые ночи, что в Питере), но машин на дороге все равно нет - все люди спят. Вот и нам не стоит шарохаться в пурге, а переночевать в помещении.
Как я уже говорил ранее, на Кольскую сверхглубокую водят экскурсии и иногда здесь устраивают перфомансы. Обо всем этом мы узнали уже от водителя, когда уже ехали обратно, а в момент исследования здания эта комната нас удивила. Фотка, к сожалению, не сохранилась, только вот такой фрагмент комнаты.
Слишком все аккуратно и как будто кто-то жил, но вещи и мебель старые, да и окно разбито. В общем, именно в этой комнате, немного сдвинув мебель, мы и решили разбить палатку, заложив остатками мебели оконный проем. Я даже принес какую-то дверь и вставил ее в дверной проем, чтобы стало еще теплее.
Досточки в окне стучали под порывами ветра, но спалось мне в ту ночь очень хорошо. Сказывалась то ли усталость, то ли понимание того, что мы не встретили ни одного следа, пока лазили по заброшке.
К сожалению, мы не осмотрели жилые помещения, т.к. надо было уже ехать домой. Ну, может в следующий раз, если он будет ))
Обратная дорога всегда короче
Не знаю почему, но обратно идти было значительно проще, хотя возвращались мы тем же путем, что пришли сюда. Тот же ветер в бочину, те же снежные барханы, рвы, грязь и красоты. Видимо, когда ты уже познакомился с дорогой, она не кажется тебе такой длинной. Ты знаешь, что ждет тебя за каждым поворотом и сколько еще осталось пути.
Через пару часов мы вышли на автомобильную трассу и взяли курс на Петербург.
Как добраться
Если вы хотите повторить наш поход, то добраться до Кольской сверглубокой скважины не так чтобы сложно, но и не совсем просто. Прямых подъездов сейчас нет. Тем людям, у кого нет автомобиля, нужно сесть на Автовокзале в Мурманске на автобус №111 и доехать до остановки «Плавмастерская "Двина"».