Мурмнаск в деталях » Интересные факты » Центр города

Центр города

0 323 11-12-2019 21:12
Центр города

Выбор места, ставшего центром города, средоточием его политической, деловой жизни и одним из самых густонаселенных жилых районов, был отнюдь не случаен. Место это определил еще план застройки Мурманска, разработанный в 1916 году в связи с обретенном статуса города маленьким железнодорожным поселком, которому предстояло стать крупнейшим в Заполярье российским портом международного значения, И если последующие исторические потрясения отодвинули, а в чем-то в вовсе перечеркнули возможность исполнения первоначального замысла, то принципиальную верность заложенных в плане решений подтвердил весь дальнейший ход застройки центра. Ведь именно этот район оказался оптимальным и но своему расположению относительно объектов, призванных обеспечить функционирование многопрофильного порта, и по отпошению к железной дороге, и по особенностям рельефа, и по другим факторам. Потому-то застройка центральной части современного нам Мурманска во многом совпадала с планом 1916 года, в чем нетрудно убедиться, внимательно посмотрев на план.

В списке наименований улиц и площадей города, утвержденном президиумом Мурманского губисполкома 22 июня 1925 года, под номером один значится улица Коминтерна. Так она названа в честь Третьего (Коммунистического) Интернационала, потому что через Мурманск в то время добирались на конгрессы Коминтерна в Москву многие представители компартий Запада. На улице Коминтерна в 1927 году построено первое в городе каменное здание Транспортно-потребительского общества (ТИО). Трехэтажный дом с кооперативным магазином и столовой казался тогда дворцом на фоне одноэтажных домиков. Впрочем, и сейчас, окруженный многоэтажными, но безликими современными постройками этот прекрасно отреставрированный особняк, ставший Выставочным залом Художественного музея, не потерял своего очарования, которое особенно ярко проступает летом и ранней осенью в многоцветье красок раскинувшегося вокруг сквера.

Под номером два в этом списке названа улица Ленинградская. На ней появились первые деревянные тротуары, она была первой в 1939 году заасфальтирована, и мы, детвора, бегали сюда с Жилстроя посмотреть, что это за чудо такое — асфальт и как это улицу не мостят, а асфальтируют.

На Ленинградской улице при пересечении ее с улицей Воровского в 20-е годы был построен первый к городе двухэтажный деревянный дом и здесь же, на площади Свободы, примыкавшей к зданию ТПО, в 1927 году воздвигнут первый в городе памятник — «Жертвам интервенции» (автор проекта архитектор А. В. Савченко), который сохранился и находится на прежнем месте, только теперь здесь уже не площадь, а сквер.

В 1933 году на улице Ленинградской сдается в эксплуатацию четырехэтажная гостиница «Арктика» на 104 номера, вторая по счету в городе, — первой была гостиница «Желрыбы», находившаяся в расположении железной дороги, примерно за нынешним автовокзалом, а впоследствии использовавшаяся как здание отделения дороги. В то время «Арктика» считалась лучшей гостиницей на Крайнем Севере. Украшением улицы Ленинградской было двухэтажное деревянное здание окрисполкома (напротив почтамта), которое было разрушено и сгорело 30 нюня 1942 года. К сожалению, это прекрасное здание так и не восстановлено, и увидеть его теперь можно лишь на фотографиях.

На улице Шмидта в 1929 году начала действовать первая каменная городская баня, которая служит и до сих пор. В 1932 году на улице Пушкинской построен Дом культуры имени С.М. Кирова (архитектор Н. Митурич). Сгоревшее 18 июня 1942 года это здание, известное нам сегодня как Дворец культуры и техники
им. С.М. Кирова, было восстановлено (а фактически отстроено заново)
к 23 февраля 1949 года.

И все-таки до благоустроенного города Мурманску было еще далеко. Если в 1925 году губисполком вынужден был утвердить «Инструкцию по пастьбе скота на городской земле», согласно которой город делился на три района и для каждого из них определялись пункты сбора и выпаса скота, то и в 1935 году, через десять лет, в наказах Мурманскому горсовету было записано примерно то же: «Запретить выпас скота в черте города; запретить катание на лыжах и санках в центре города, особенно у ТПО».

Одной из достопримечательностей центра в 20-е - начале 30-х годов была так называемая «декавилька» (от фамилии француза Декавиля, предложившего этот оригинальный вид транспорта) - узкоколейная железная дорога. Она поднималась от причалов торгового порта через нынешнюю площадь Спорта на улицу Ленинградскую и продолжалась дальше. По узкоколейке возили песок, стройматериалы, дрова и прочее. Вагонетки толкали руками или мотовозом, когда был бензин.

В ноябре 1934 года в центральной части города открывается первый автобусный маршрут, по которому между Жилстроем и улицей Карла Либкнехта начинает курсировать маленький автобус с одной передней дверью. Прокатиться на нем было заветной мечтой каждого из нас, ребятишек, но мечту эту редко кому удавалось осуществить: кондуктор с сумкой и множеством рулончиков билетов на груди всегда был на посту, и ни один «заяц» не мог проскользнуть мимо него незамеченным.

В годы второй пятилетки (1933-1937) развернулось строительство монументальных зданий на проспекте Ленина (в ту пору - Сталина). Одними из первых на восточной стороне проспекта были построены жилой «дом специалистов, одной стороной выходивший на нынешнюю улицу Капитана Егорова, и примыкающий к нему тоже жилой П-образный дом, а также школа № 10 (сейчас школа № 2) и педучилище (ныне здесь физико-математический факультет пединститута). Несколько позднее появились два зеркально поставленных дома на пересечении проспекта с улицей Комсомольской и два семиэтажных на западной стороне проспекта, на пересечении его с улицей Капитана Егорова. В 1935 году возведено здание ДМО - Дома междурейсового отдыха рыбаков (архитектор В. Овчинников).

Все это строилось без подъемных кранов. Кирпич на седьмой этаж носили на «козе», по четырнадцать штук за раз, а удальцы нагружали и по шестнадцать. Но, несмотря на отсутствие механизации и землеройной техники, строительство каменных зданий шло очень быстро. Двухэтажную школу на улице Софьи Перовской (теперь заочная школа моряков), по свидетельству профессора, доктора исторических наук А.А. Киселева, построили за 77 дней, а трехэтажное здание школы № 17 (ныне школа № 1) - за 106 («Полярная правда», 1981, 18 августа).

В конце 50-х годов па месте оврага с ручьем построен городской стадион (архитекторы Л. Сизиков, А. Могилевскин, инженер А. Малиновский), который хорошо вписался в общую композицию участка проспекта Ленина между улицами Карла Маркса и Профсоюзов. Это был четвертый но счету стадион в нашем городе. Первые два, довоенные, находились на улице Челюскинцев, в районе железнодорожной поликлиники, и на улице Коминтерна, напротив бывшего здания ТПО; третий, действующий и ныне, - стадион «Строитель» - расположен тоже в центре, у подножья третьей террасы. На нем в 1955 году состоялось одно из первых выступлений фигуристов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова.

Здание школы № 1, поставленное на горе, замыкает с восточной стороны улицу Воровского. Несмотря на небольшую этажность, оно доминирует над всей центральной частью города и видно из многих его точек. Другой конец улицы Воровского закрывается железнодорожным вокзалом с привокзальной площадью. По существу, это четвертое по счету здание железнодорожного вокзала в нашем городе.

Первый, деревянный вокзал появился вместе с городом в 1916 году. Через шесть лет он сгорел. Новый, тоже деревянный, бревенчатый, был торжественно открыт 27 марта 1923 года. Стоял он ниже нынешнего, там, где сейчас же - железнодорожные пути, которые, кстати, поднялись на несколько метров за счет подсыпки полотна. Этот вокзал был уничтожен попавшей в него бомбой во время Великой Отечественной войны. Третий вокзал, временный, размещался в деревянном бараке на горе, примерно на месте правого крыла теперешнего вокзала. Современное здание с куполом и шпилем со звездой построено в 50-е годы. В 1960-1961 годах к главному корпусу пристроены два крыла (архитектор А. Мимбаревич) с залом ожидания, комнатой матери и ребенка, рестораном.

Улица Воровского при пересечении с проспектом Ленина выходит на площадь Пять Углов. Эта центральная площадь, возникшая почти одновременно с городом, сегодня совсем не похожа на довоенную и даже послевоенную: снесены двухэтажные деревянные дома, благодаря чему площадь стала значительно больше прежней, появились зеленые насаждения. Исчез пятый угол за счет ликвидации участка улицы Самойловой, выходившей на площадь со стороны ДМО рыбаков. Теперь недавно возвращенное площади ее прежнее название, хотя и утратило свою конкретность, но что очень важно, верно отражает один из этапов становления города.

Площадь украшает здание высотной гостиницы «Арктика» (архитектор М. Чернов), построенной почти что на месте снесенной прежней гостиницы. Этот многоэтажный трилистник раскрыт в сторону ДМО рыбаков. С востока площадь замыкается четырехэтажным административным зданием (архитектор В. Теребилов), построенным на базе школы с фасадом на улицу Софьи Перовской, с пристройкой двух корпусов и портика с колоннадой. Перед ним сквер и памятник С.М. Кирову, открытый 20 февраля 1940 года (скульптор З. Виленский).

Улица Воровского названа в честь Вацлава Вацлавовича Воровского (1871-1923) - советского государственного, партийного деятеля, публициста, члена партии с 1894 года. С 1917 года Воровский - посол в Скандинавских странах, с 1921 года - полпред в Италии. Убит белогвардейцем в Лозанне.

В центре города немало мемориальных улиц. Например, улица Шмидта, названная сразу же после изгнания интервентов и белогвардейцев с Севера в честь отважного лейтенанта Черноморского флота Петра Петровича Шмидта (1867-1906), руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.

На уличных табличках центрального района увековечены имена сразу трёх рыбацких капитанов. В 1965 году улица Красноармейская переименована в улицу Капитана Егорова в честь капитана-промысловика Александра Александровича Егорова. Впервые его имя громко прозвучало в 1935 году среди имен рыбаков Северного бассейна, награжденных за труд орденами. Умер А.А. Егоров в 1957 году, пятидесяти пяти лет от роду.

В 60-е годы улица Беломорская переименована в улицу Капитана Буркова в честь одного из ветеранов рыбного промысла в Баренцевом море капитана Константина Лаврентьевича Буркова. Он был не только отличным промысловиком, но и отважным боевым командиром. За ратные подвиги капитан Бурков был награжден четырьмя орденами и медалью «За отвагу». Умер он по пути на судно, на шестом причале рыбного порта.

Проезд Капитана Тарана назван по имени Андрея Филипповича Тарана, почти сорок лет отдавшего морю, нелегкому рыбацкому труду. За заслуги перед государством А.Ф. Таран награжден тремя орденами. Умер он в 1960 году.

Имена этих капитанов скорее всего не звучали бы сегодня, если бы не научная деятельность Николая Михайловича Книповича (1862-1939), зоолога и океанографа, почетного члена Академии наук СССР, основоположника рыбохозяйственных исследований, доказавшего возможность развития тралового промысла в Баренцевом море. Его именем в 1962 году названа улица. носившая до этого название Кольской.

В центральной части города расположены крупные учреждения культуры: драматический и кукольный театры, музыкальное училище и областная филармония, Дворец культуры и техники им. С.М. Кирова, дома культуры железнодорожников и моряков, общественно-политический центр, кинотеатр «Родина», построенный в 1948 году, областная научная библиотека, областной краеведческий музей...

Сейчас уже трудно поверить, что до середины 50-х годов в центре Мурманска Практически невозможно было увидеть ни кустика, ни деревца. Не было зелени ни в нынешнем сквере на улице Ленинградской, ни на Воровского, ни на Пушкинской, которая превратилась в самую, пожалуй, зеленую улицу города. Благодаря труду мурманчан оделись в зеленый наряд проспект Ленина, улица Володарского и большинство других. Наряду с традиционными для этих широт березой и рябиной появились тополь, лиственница, черемуха, сирень. Особенно поражает гостей нашего города сирень, цветущая на проспекте Ленина в июле-августе. В это время здесь царит настоящая весна, тогда как в лесу, за городом, поспела морошка и растут грибы.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: