Мурманск в деталях » Интересные факты » Порт Мурманск: отправная точка или часть Севморпути

Порт Мурманск: отправная точка или часть Севморпути

Порт Мурманск: отправная точка или часть Севморпути

Из Мурманского порта 14 августа в сторону Китая отправился балкер «GOLDEN STRENGTH». Судно везёт на Восток по Северному морскому пути 70 000 тонн железорудного концентрата. Эти объёмы в годовой статистике войдут в графу «транзитные перевозки по Севморпути». В прошлом году на транзит пришлось 697,2 тыс. тонн – немного, но всё же на 41,9% больше, чем в 2018 году.

В целом объем перевозок по СМП в этом году должен достичь отметки 30 млн тонн, заявил в июне генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Для сравнения, в 2019 году показатель составлял 31,5 млн тонн. Экономику подкосил коронавирус, и, судя по заявлению главы оператора СМП, не спасут ситуацию даже расширенные сроки навигации по северной морской магистрали.

Основную долю грузов уже традиционно обеспечивает порт Сабетта – за счёт сжиженного газа с Ямала. И в ближайшие годы ожидается наращивание объёмов благодаря запуску новых проектов компании «Новатэк» (в частности, «Арктик СПГ-2» в 2023 году). Но, тем не менее, отраслевые эксперты уже неоднократно заявляли о том, что достичь 80 млн тонн к 2024 году вряд ли удастся. Алексей Лихачев в разговоре с президентом России Владимиром Путиным недавно назвал целевой показатель «очень амбициозной цифрой», а вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Арктику, даже допустил изменение целевого показателя в меньшую сторону. Но финальное решение остаётся за президентом, и пока о корректировках объявлено не было.

Вне зависимости от планов, несмотря на то, что порт официально не входит в границы Севморпути, роль Мурманского порта как в транзите грузов, так и в целом в развитии морских перевозок в Арктике остаётся одной из ключевых. И значение крупнейшего порта Арктики со временем может стать ещё более существенным.

Взгляд на Восток

Перспективы роста перевозок грузов из Мурманска в восточном направлении существуют и увеличиваются с усилением спроса на ряд товаров в Китае. В частности, речь идёт о спросе на металлургическую продукцию на азиатских рынках, и в нынешний момент фиксируется повышенный интерес со стороны горно-металлургических компаний по доставке железорудного концентрата в Китай через Мурманск на крупнотоннажных судах, рассказал заместитель генерального директора - директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский, его слова приводит пресс-служба компании.

«На сегодняшний день это самый выгодный маршрут для доставки груза из европейской части Россий в Китай, позволяющий значительно экономить на фрахте. Переход судна из Мурманска до порта выгрузки в Китае при благоприятных метеоусловиях занимает порядка 25 суток. Для сравнения – переход по «югу» составляет около 48 суток, то есть в два раза дольше», — заявил Денис Илатовский.

Вместе с тем на Востоке (в Китае и Индии) растёт спрос на уголь, в то время как в Европе использование угля сокращается, что также дает толчок для поставок груза из Мурманска в Азию, в том числе, вероятно, по СМП.

В этом году в Мурманском морском торговом порту, а также в Мурманском балкерном терминале на суда было погружено более 200 тыс. тонн груза, которые были отправлены по Севморпути в порты тихоокеанского района. Это около трети от всего объёма транзита по СМП в 2019 году. Планируется, что в конце августа – начале сентября 2020 года мурманские портовики обработают ещё одно судно, которое отправится по Северному морскому пути на Восток.

Формальность или дело

На Мурманск приходится больше половины от всего грузооборота морских портов Арктического бассейна. За январь-июль в порту было обработано 32,0 млн тонн, в других портах Арктики – 22,5 млн тонн. Не мешает сохранять за собой статус лидера даже проблемы с железнодорожным сообщением – в начале июня мост через реку Кола, по которому проходила единственная железнодорожная ветка, соединяющая регион (и порт, соответственно) с другими субъектами России, обрушился. Ожидается, что движение по мосту будет восстановлено к началу октября 2020 года, а пока поезда следуют по новому обходному маршруту.

После восстановления нормального железнодорожного сообщения в регионе, можно будет говорить о дальнейшем развитии Мурманского транспортного узла и морским портом во главе. К тому же, транспортный потенциал региона будут усиливать новые инвесторы на территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». В первую очередь, речь идёт о якорных инвесторах: ООО «НОВАТЭК-Мурманск», ООО «Морской торговый порт «Лавна», ООО «Морской терминал ТУЛОМА» и АО «Корпорация развития Мурманской области». Общая сумма инвестиций составит 126,6 млрд рублей, число новых рабочих мест – 1563 единицы.

С начала работы ТОР «Столица Арктики» компания «Новатэк» уже инвестировала в регион 7 млрд рублей, сообщил ранее губернатор Мурманской области Андрей Чибис. На территории Белокаменки компания создаст Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Комплекс будет предназначен для выпуска морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата. Также в центре будет осуществляться ремонт и обслуживание морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений.

«Куда более важно для Мурманска не столько вхождение в СМП, а наличие инвестиций, интересантов, которые готовы вкладываться в развитие как порта, так и всего региона. Тем более, это, скорее, Мурманск нужен Севморпути, а не Севморпуть Мурманску», — считает доктор экономики Анна Мейзер.

Обсуждения о расширении Северного морского пути до Мурманска в последнее время сошли на нет, но вопрос создания Северного морского транспортного коридора, если не в этом году, то позднее, наверняка ещё будет поднят.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

0 1 524 09-09-2020 16:43
Как к вам обращаться:

Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код:




Хронология событий

Мурманск в 1944 году

1944 г. 9 января – в порту у причалов стоят 15 транспортов союзников. Состоялся воскресник: 700 трудящихся Мурманска работают в порту, идет погрузка продовольствия для фронта.
Мурманск в 1944 году
Улицы города Мурманска

Ручьевой переулок

Находится в поселке Дровяное на западной стороне Кольского залива. Название получил 30 июня 1958 года одновременно с другими улицами поселка. В переулке всего два частных
Ручьевой переулок
Хронология событий

Мурманск в 1980 году

1980 г. 1 января – с грузом сельскохозяйственной техники для братской Кубы из Мурманского морского торгового порта вышли теплоходы «Восход» и «Саша Бородулин».
Мурманск в 1980 году
Памятники

Памятный знак портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

2 июля 1945 года был открыт обелиск погибшим в годы войны портовикам. На площади перед управлением торгового порта установили четырехгранный шестиметровый обелиск . Он стал
Памятный знак портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Улицы города Мурманска

Щербакова улица

Улица названа в честь генерал-лейтенанта Владимира Ивановича Щербакова. Войска под командованием В.И. Щербакова участвовали в обороне Ленинграда и Заполярья, во взаимодействии с
Щербакова улица
Улицы города Мурманска

Шолохова улица

Параллельно улице Серафимовича и чуть выше по склону, прямо под самой телевизионной вышкой, находится эта улица. Улица получила свое название 18 октября 1958 года. С момента
Шолохова улица
Хронология событий

Мурманск в 1983 году

1983 г. 23 января – приняла первых гостей новая 18-этажная гостиница «Арктика» (архитектор М. Чернов).
Мурманск в 1983 году
Улицы города Мурманска

Халатина улица

Названа 31 марта 1967 года в честь пограничника Ивана Халатина, геройски погибшего в 1942 году. До этого на месте улицы был проезд между 201-м и 202-м строительными кварталами.
Халатина улица
Хронология событий

Мурманск в 1932 году

1932 г. 3 января - секретариат Мурманского Окружного Комитета ВКП/б/ рассматривал наряду с другими вопрос о кадровом обеспечении рыбной отрасли. О чем свидетельствует запись в
Мурманск в 1932 году
Улицы города Мурманска

Якорный переулок

Расположен к востоку от Кольского проспекта, в 306-м микрорайоне. С севера от Якорного переулка пролегла улица Беринга, с юга – улица Шевченко. На востоке переулок упирается в
Якорный переулок
Памятники

Композиция Покорителям Арктики

Впервые он был открыт 7 мая 1975 года. Создателями композиции были архитектор И. Неруш, скульптор Б. Бродский, художник А. Свищев. На пространстве торца дома №9 разместили
Композиция Покорителям Арктики
Хронология событий

Мурманск в 1951 году

1951 г. Апрель - организовывается ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) и Строительство № 511, который располагался сначала в Мурманске, потом в посёлке Мурмаши. Предназначался для
Мурманск в 1951 году