Мурмнаск в деталях » Интересные факты » Первая арктическая навигация ледокола "Ленин"

Первая арктическая навигация ледокола "Ленин"

0 167 19-08-2020 19:17
Первая арктическая навигация ледокола "Ленин"

Ровно 60 лет назад 19 августа 1960 года началась первая арктическая навигация первого в мире судна гражданского назначения с ядерной силовой установкой -ледокола «Ленин».

Богатырь. Флагман. Титан. Первопроходец. На причале морского вокзала Мурманска с 2009 года на вечном приколе установлено первое в мире судно гражданского флота с ядерным реактором, легенда атомного флота - ледокол «Ленин».

Он был построен в Ленинграде на Адмиралтейском заводе, спущен на воду 5 декабря 1957 года. За ходом строительства внимательно следил руководитель всего атомного проекта страны Игорь Васильевич Курчатов.

Атомоход вошел в состав Мурманского морского пароходства. Первым капитаном этого титана стал Павел Акимович Пономарёв.

Второй капитан, Борис Макарович Соколов, руководил судном в течение 40 лет.

«Ленин» стал местом приема знаменитых гостей. В 1965 году на атомоходе состоялось знаменитое дружеское рукопожатие покорителей космоса и Арктики — Юрия Гагарина и арктического капитана Юрия Кучиева. Наш знаменитый писатель и общественный деятель Виталий Семенович Маслов несколько десятилетий работал здесь начальником радиостанции, в долгих рейсах писал свои книги.

Трудовая жизнь ледокола началась 19 августа 1960 года с его первой арктической навигации. «Ленин» провел через сложный пролив Вилькицкого 38 судов, впервые применив буксировку по 4-10 речных судов одновременно. Запредельная, как тогда казалось, мощность 44 000 лошадиных сил, позволила довести навигацию по Северному морскому пути в 1960-1978 гг. до 7 месяцев в году, а с 1978 года после модернизации на северодвинском судоремонтном заводе «Звездочка» - круглогодично.

Без участия атомохода проводка судов по доставке материалов, оборудования, металлоконструкций для добычи цветных металлов, нефти, газа в Норильске, Ямало-Ненецком автономном округе, Дудинке была бы невозможна. В первой половине 70-х гг. ледокол «Ленин» был нарасхват в различных ледовых операциях. Один из рейсов даже стал рекордным, он длился 13 месяцев — 390 суток.

За 30 лет корабль участвовал в 26 арктических навигациях, осуществил проводку 3741 ледокольного и транспортного судна. В 1974 году за использование атомной энергии в мирных целях атомоход награжден орденом Ленина. В конце 1989 года эксплуатация была прекращена, усилиями некоммерческой организации «Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин» удалось сохранить для потомков легендарное судно и впоследствии сделать его музеем.

В 2010 году на борту «Ленина» открылся Информационный центр атомной отрасли государственной корпорации Росатом (ИЦАО), целью которого является демонстрация достижений и перспектив безопасного использования атомной энергии. А через восемь лет ледоколу «Ленин» вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения.

В 2016 году «Ленин» стал российской кинозвездой: на его борту режиссер Николай Хомерики снимал фильм-катастрофу «Ледокол».

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: