До сего момента я никогда не задавался вопросом о мостовой переправе через реку Териберка, а довольствовался тем, что при строительстве автомобильной дороги в 1984 году был сооружен железобетонный мост и на этом все.
Но мельчайшие намёки, услышанные то ли из рассказов Териберчан, то ли прочитанные на страницах пожелтевших газет, изнутри точили моё любопытство. Да и железные остовы рядом с мостом наводили на мысли о наличии здесь ранее другой, более низкой переправы.
После прочтения книги заслуженного мурманчанина, участника Великой Отечественной войны, ветерана вооруженных сил СССР и ветерана труда Павла Николаевича Лоснова "Невыдуманные истории" я убедился в том, что современная мостовая переправа через Териберку - уже не первая.
"Председатель областной комиссии по предупреждению и борьбе со стихийными бедствиями, он же заместитель председателя Мурманского облисполкома Князевский ночью звонит мне, члену этой комиссии, и сообщает, что ниже моста через реку Териберка образовался ледяной затор, вода в реке выше затора быстро поднимается, и создаётся реальная угроза сноса моста. К устранению затора методом бомбометания привлекалась авиация Северного флота, но выполнить задачу ей не удалось. Он просит вмешательства сил и возможностей нашей дивизии, прежде всего, разрушения затора минометным огнем.
Задача непростая. Второй час ночи, люди уже давно спят. К тому же я артиллерией не командую. Надо информировать о ситуации командира дивизии, но к нему лучше обращаться только с готовыми убедительными предложениями. Командир дивизии полковник А.И. Безотосов (впоследствии генерал-полковник, начальник гражданской обороны СССР) быстро включился в проблему, мои предложения утвердил и по телефону дал соответствующие распоряжения нужным должностным лицам. Через пару часов я, миномётный расчёт с минами, отделение сапёров с запасом взрывчатых веществ, средств взрывания и необходимого имущества были в гусеничном вездеходе МТЛБ-В и двигались к мосту через реку Териберка, где нас уже ждали начальник участка дороги и рабочие. Вода не дошла до пролётного строения всего 20 сантиметров. Мост построен глупо, если не сказать преступно, без учета уровня подъёма воды в период паводка, хотя его высота буквально отпечаталась выразительным следом на высоком берегу реки. При постройке моста, видимо, учитывалась только высота дорожного полотна.
Но теорией мостового строительства нам заниматься было некогда, и мы, уточнив место ледяного затора, направились к нему на вездеходе. Обстрел из миномёта успехом не увенчался. Я – не специалист, командир миномётного расчёта, видимо, тоже самостоятельного опыта управления стрельбой не имел. Пробовали кидать заряды в затор: крупным зарядом – недолёт, малым – нет эффекта. Что же делать? Думать, думать и думать, а пока думаешь – мост снесён. Но придумал. Приказал вырубить тонкие длинные берёзовые жерди, соединить их по несколько штук в одну длинную, на конец привязать заряд весом 1,2 кг, а по длине жерди в трёх местах привязать верёвки, чтобы сдерживать сплавляемую по течению жердь от сноса к берегу. Благо, здесь у затора течение замедлялось. И вот заряд достиг затора и упёрся в него. Когда сгорела зажигательная трубка и раздался взрыв, в заторе образовался проран, вода стремительно хлынула в него, затягивая окружающие льдины. Всё. Радуемся, курим, смеёмся, празднуем победу над лётчиками и миномётчиками.
Побеседовал с дорожниками. Посоветовал им в следующем году в первую очередь подрывать лёд не у моста, а там, где в этом году был затор.
Через несколько лет на том месте построили новый железобетонный мост, выше прежнего. Снос ему не грозит".