1931 г. 1 января – на этот день в городе Мурманске проживало 23754 человека.
1931 г. 1 января – мурманскую верфь снова переподчинили. От Муррыбаксоюза она перешла в ведение Рыбосудстроя – нового Всесоюзного государственного треста, созданного, чтобы объединить все производственные средства деревянного судостроения.
1931 г. 15 января – Совнарком СССР принял постановление «О переселении рыбаков и рабочих для рыбной промышленности». В постановлении говорилось о том, что в Мурманск должны переехать 300 семей из Астрахани.
Февраль 1931 года
1931 г. 18 января - Президиум Мурманского окружного исполнительного комитета на своем заседании признал целесообразным устройство гидроаэродрома на острове Иоканга и одновременно решил, независимо от установления воздушной линии Архангельск-Мурманск, возбудить ходатайство перед Ленинградским облисполкомом и Главвоздухофлотом об установлении в первую очередь воздушной связи между Мурманском и Ленинградом. Исходил он при этом из политико-экономических условий и административных нужд округа. Для успешного развития экономики округа воздушная связь с Ленинградом была просто необходима.
1931 г. 22 февраля – секретариат ВКП(б) принял постановление о радиофикации Мурманска и Мурманского округа.
Март 1931 года
1931 г. 1 марта – траулеры переведены на хозрасчет, капитан превращен в директора плавучего предприятия.
1931 г. 1 марта – к этому дню судостроительная верфь в Мурманске должна была выпустить 25 мотоботов, но не выпустила ни одного из-за отсутствия моторов.
1931 г. 16 марта – приказом №24 по Наркомсбыту создано управление рыбообработки в составе холодильника, посолзавода, жироутилизационного завода, филейного и коптильного цехов, лаборатории с опытным производством. Это стало днем рождения Мурманского рыбообрабатывающего комбината.
1931 г. 19 марта – согласно постановления Совнаркома от 15 января 1931 г. 200 рыбаков из Ленинградской области и 100 хозяйств из Карелии прибыли в Мурманск для участия в весенней путине.
Апрель 1931 года
1931 г. апрель – состоялось «переселение» судоремонтного завода из Дровяного в самый центр Мурманска, к Варничному мысу.
1931 г. 10 апреля – состоялось торжественное открытие в Мурманске базы ОПТЭ (общественного пролетарского туризма и экскурсий).
1931 г. 25 апреля - В постановлении пленума Мурманского горсовета, указывалось: «Поручить отделу коммунального хозяйства для ускорения темпов хода строительства максимально использовать и применять в работе все имеющиеся механические приспособления». Самым масштабным проектом по механизации жилстроительства стало сооружение подвесной дороги от Петушинки к Жилстрою.
Май 1931 года
1931 г. Май - основано старейшее медицинское учреждение на Кольском полуострове - Мурманская объединенная медико-санитарная часть «Севрыба».
1931 г. 1 мая – в Мурманске состоялась Первомайская демонстрация. Многолюдные колонны прошли по улице Ленинградской.
1931 г. 1 мая - запущен в эксплуатацию кирпичный завод в Мурманске.
1931 г. 18 мая - заслушав доклад А.П. Гесслера «Об изыскании воздушных линий Ленинград-Мурманск и Мурманск - Архангельск», президиум Мурманского окрисполкома пришел к выводу, что воздушная линия Ленинград - Мурманск с промежуточными станциями в Умбе и Хибиногорске является крайне необходимой, и наметил срок ее открытия не позднее 1 марта 1932 года. Было решено организовать местное воздушное сообщение по линиям Мурманск - Ловозеро, Умба - Кузомень, Мурманск- Нотозеро, Мурманск - Озерко, с тем чтобы уже в 1932 году по ним осуществлять эпизодические полеты.
Июнь 1931 года
1931 г. 3 июня - согласно постановлению горсовета на Петушинке решили устроить лесобиржу. От лесобиржи опоры и тросы подвесной дороги тянулись вверх по склону близлежащей сопки и переваливали через нее. Там, наверху установили лесопилку, вплотную к которой подходили рельсы узкоколейной железной дороги. Распиленные бревна в вагонетках спускались на Жилстрой.
1931 г. 18 июня - президиум окрисполкома, заслушав очередную информацию начальника экспедиции о ходе изыскательских работ, счел необходимым ходатайствовать перед Всесоюзным обществом Гражданского воздушного флота об ассигновании в 1931 году средств на строительство линий Ленинград-Мурманск и Мурманск-Архангельск, а также местных авиалиний: Мурманск - Ловозеро, Умба-Кузомень, Мурманск - Нотозеро, Мурманск - Озерко. Кроме того, президиум просил А.П. Гесслера составить ориентировочную смету на приобретение двух самолетов и проведение строительства, необходимого для ввода в эксплуатацию линий местного значения. Одновременно был решен вопрос об отводе участка под гидробазу в Мурманске - на восточном берегу Кольского залива, от мыса Базисного до устья реки Росты. В качестве посадочной площадки в зимнее время планировалось использовать Большое озеро.
1931 г. 22 июня – для осуществления мероприятий, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушных нападений, в Мурманске был образован пункт противоздушной обороны.
1931 г. 23 июня - президиум Мурманского горсовета обсудил вопрос "О заключении договора с Гипрогором на планировку г. Мурманска". Вскоре договор был заключен. В конце года был готов схематический проект планировки заполярной столицы, одобренный Окружным исполкомом и горсоветом. Областные власти торопили, требуя скорее "закончить генеральную съемку г. Мурманска и по утверждении генерального плана в двухмесячный срок разработать капитальный план строительства города". Все это предполагалось завершить к 1 июля 1932 года.
Июль 1931 года
1931 г. Июль - решением Мурманского Горкомхоза, было создано специализированное предприятие Мурманский "Горводопровод". Его контора первое время находилась в двухэтажном доме на краю третьей террасы - там, где было "чертово колесо".
1931 г. 18 июля – рассматривался проект новой судоверфи, выполняемый Ленинградским отделением Союзрыбы. Проект оказался впечатляющим: в строительство намечено было вложить 5 млн. 200 тысяч рублей.
1931 г. 28 июля - члены президиума Мурманского горсовета признали "дальнейшую затяжку с постройкой кино совершенно недопустимой", призвав приступить к строительству не позднее 1 сентября 1931-го с тем, чтобы к 1 октября 1932-го уже ввести кинотеатр в эксплуатацию. Но грозные призывы и суровые распоряжения не получали воплощения в жизнь - не было средств.
Август 1931 года
1931 г. 3 августа – газета "Полярная правда" писала: "В городе отсутствует помещение для постоянного кинематографа, - взамен последнего функционирует под именем "кинотеатра "Маяк" бывшая конюшня. В связи с бурным ростом города необходима самая срочная постройка настоящего кинематографа не менее чем на 1000 мест".
1931 г. 22 августа - для успешного решения задач пятилетнего плана по развитию рыбной промышленности, «Севгосрыбтрест» был реорганизован. В Мурманске были созданы рыбохозяйственные организации «Севтралтрест» и «Мургосрыбтрест».
Сентябрь 1931 года
1931 г. сентябрь – в южной части города, в двух километрах от центра, строится рабочий городок Севгосрыбтреста. Уже построено до 30 домов, в которых разместились около 3000 человек – рабочих и членов их семей. Но в строящемся городке нет столовой, нет клуба, библиотеки, воды, электричества. Имеется только хлебо-овощной ларек и… две уборных на 3000 человек.
1931 г. сентябрь – закончены изыскания тракта Мурманск - Кола - Верхнетуломский Падун, являющегося первой частью основной дорожной магистрали, охватывающей западную Лапландию. Длина тракта 76 км.
1931 г. 5 сентября – в Мурманск прибыли новые траулеры: паровой РТ «Селедка» из Данцига и дизельный РТ «Судак» из Киля. Таким образом, в составе Мурманского тралового флота стало 49 траулеров.
1931 г. 8 сентября – ведется мощение улиц булыжником на участках: от проспекта Ленина до Ленинградской улицы, от улицы Коминтерна до Ленинградской улицы, между улицей Рыкова и проспектом Ленина. Газета «Полярная правда» сообщает о технической неграмотности при проведении дорожных работ.
1931 г. 8 сентября – сообщены причины крушения пассажирского поезда на станции Мурманск. Это неопытность машиниста, превышение скорости и технческая неисправность.
1931 г. 10 сентября – в Мурманский порт вернулся из третьего рейса РТ-50 «Мойва».
1931 г. 11 сентября – в Мурманский порт вернулся с промысла РТ-51 «Лещ».
1931 г. 15 сентября – со стороны судоверфи морским приливом была разрушена земляная дамба, возведенная с целью «отвоевать» у залива и расширить территорию суши под строительство завода.
1931 г. 17 сентября – прибыло из Арктического рейса экспедиционное судно «Николай Книпович», достигнувшее 82 градуса северной широты. Впервые обследованы огромные пространства Арктики, до сих пор обозначавшиеся на картах белым пятном.
1931 г. 17 сентября – в Мурманский порт вернулся с промысла РТ «Профинтерн».
1931 г. 19 сентября – в Мурманском порту был задержан РТ-47 «Союзрыба». К моменту прихода проверяющих, большая часть команды была пьяной, ко всему прочему пьяные моряки устроили дебош, напав на проверяющих.
1931 г. 19 сентября – на первой странице «Полярной правды» публикуется сообщение: «Телеграфирует зверобойное судно «Смольный». Кончаю промысел, имею убитых зайцев 110, медведей 79, из них 6 живых, моржей 183, из них 9 живых. Плановое задание выполнено на 150 процентов. Капитан Поспелов Г.И.»
Октябрь 1931 года
1931 г. 1 октября – создано предприятие «Горводопровод» (сейчас ГОУП «Мурманскводоканал»).
1931 г. 1 октября - число радиоточек в Мурманске с начала года увеличилось с 569 штук до 801.
1931 г. 4 октября – на судостроительной верфи на Петушиной губе воздвигается причал. Ведутся работы по забивке свай.
1931 г. 5 октября – из опытно-показательного плавания вернулись 4 моторных бота. Экспедиция была проведена с целью выявления системы и методики работы моторного бота типа «Касатка» и выяснения рентабельности работы с подвесными ярусами и сетями.
1931 г. 6 октября – открылся новый клуб строителей по улице Сталина. При клубе есть библиотека и зрительный зал.
1931 г. 12 октября – вышло постановление пленума горсовета «Об улучшении снабжения рабочих г. Мурманска».
1931 г. 14 октября – у судоремонтного завода снова оказалась размытой дамба. Всего смыто 2970 кубометров земли.
1931 г. 18 октября – начато строительство первого фибролитового дома на 500 человек.
1931 г. 20 октября – Стройконторой и Окрздравотделом подписан договор о постройке больничного городка.
1931 г. 25 октября – принимая во внимание все возрастающие потребности города в стройматериалах, признано необходимым организовать трест производства стройматериалов в городе Мурманске.
1931 г. 29 октября – на судоверфи во время шторма сорвало с якорной стоянки три бота. На их спасение понадобилось несколько часов. Боты получили различные повреждения.
1931 г. 30 октября – заканчивается прокладка первой и второй очереди водопровода для Севгосрыбтреста для снабжения водой тральщиков. Снабжение водой будет производиться из Семеновского озера.
1931 г. 30 октября - основание Мурманского педагогического техникума, первого профессионального образовательного учреждения на Кольском полуострове. Цель организации техникума – подготовка учителей для школ I ступени на стационарном и заочном отделениях, на подготовительных курсах.
Ноябрь 1931 года
1931 г. 1 ноября – на обсушке около судоверфи начались подготовительные работы к строительству судоремонтного завода. Мехмастерские Севтралтреста уже сейчас не справляются с ремонтом траулеров, а флот растет. Работы на обсушке заключаются в подготовке местности для железобетонных сооружений. Водострой ведет забивку свай. После окончания забивки свай будет начато сооружение зданий трех основных цехов – литейного, механического и кузнечного.
1931 г. 4 ноября – РТ «Макрель» в районе Зеленого мыса сел на мель. Снялся с мели своими силами.
1931г. 6 ноября – во время стоянки у стенки тралбазы РТ «Лещ» при опробовании машины наскочил на утильзавод. Только благодаря тому, что между носом судна и бортом утильзавода оказалось бревно, утильзавод не был разбит.
1931 г. 7 ноября – в день 14-й годовщины Октябрьской революции пущена в строй электростанция Севтралтреста, однако закончить монтаж подстанций из-за отсутствия монтажных материалов не удалось.
1931 г. 11 ноября – РТ «Макрель» с новым капитаном опять сел на мель, и снова на том же месте – у Зеленого мыса. После первого случая прошла всего одна неделя.
1931 г. 20 ноября – президиум ОСПС вынес решение о создании в Мурманске единой библиотечной сети.
1931 г. 25 ноября – у причалов порта стоят на погрузке-выгрузке семь океанских пароходов.
1931 г. 27 ноября – из Архангельска прибыл пароход «Сорока» с досками для Севтралтреста. «Сорока» разгружается на Зеленом мысу.
1931 г. 28 ноября – с 24 ноября, за пять дней, в Ленинград из Мурманска отправлено 89 вагонов рыбы.
Декабрь 1931 года
1931 г. декабрь – прошло обсуждение очередного плана застройки Мурманска, составленного коллективом Ленгипрогора (ленинградского государственного института по проектированию городов). Отправной точкой при его разработке послужил вывод: «В существующем Мурманске почти нет ценной застройки, и он должен быть целиком перестроен».
1931 г. 4 декабря – руководство торгового порта рапортовало Мурманскому окружному комитету ВКП(б) о завершении плановых работ. Закончены работы по достройке 1-го и 2-го участков набережной пирса №2 – длиною 310х35 метров (береговое сопряжение) и заложен 3-й участок длиною 104х10 метров (глаголь). Дополнительно построен 1-й лесной причал. Общая длина лесных причалов составляет 360 погонных метров. Построена каботажная набережная длиною 160 метров с новым грузовым районом. Выполнены работы по устройству хозяйственно-ремонтной пристани. Закончены работы по устройству основания железобетонного склада №1 на первом участке пирса площадью 8900 кв. метров. Произведены земляные работы по образованию территории новых причалов в количестве 175000 кубометров. Мурманскому порту переданы в эксплуатацию 8 новых причалов для судов общей длиной 830 метров.
1931 г. 20 декабря – заканчивается постройка и оборудование нового медпункта на территории нового городка Севтралтреста.
1931 г. 27 декабря – газета «Полярная правда» сообщает, что подвесная дорога от Петушинки до Жилстроя «в основном закончена, но в эксплуатацию еще не сдана, так как нет мотора и не хватает сто метров цинкового каната».
1931 г. 27 декабря – по постановлению горсовета в период с 27 декабря по 5 января производилась перепись населения города Мурманска.