1926 г. 1 января – в «Красной деревне» - занятых под жилье вагонах – насчитывалось 147 «домов на колесах». "Дряхлые стенки вагонов трещат по всем швам и осыпаются, - вспоминал очевидец, - а у жильцов каждый раз во время переезда какой-нибудь сюрприз: то посуда перебита, то еще что-нибудь. Вагоны во время переезда наскакивают один на другой, потому что они без буферов и стяжек… их связывают гнилыми веревками… веревки разлетаются во все стороны, и тогда совсем столпотворение получается".
1926 г. 12-15 января – по постановлению Мурманского губисполкома, был произведен административный учет населения города Мурманска. Население города составило 7001 человек. Мужчин было ровно 4000, женщин – 3001.
1926 г. 13 января – пленум Мурманского губернского исполкома принял постановление: признать организацию горсовета в Мурманске своевременной и необходимой. В хозяйство горсовета входили «35 торгово-складских помещений, 70 рыночных ларьков, конный обоз, баня и бойня». Создание горсовета надо считать событием: Мурманск обрел собственный орган власти. Становление города свершилось.
Февраль 1926 года
1926 г. 8 февраля - на заседании президиума Мурманского губисполкома признано необходимым собственными силами "начать постройку верфи на паевых началах, организовав товарищество промыслового судостроения". Организовано товарищество промыслового судостроения, которое заложило на Халдеевом мысу небольшую верфь. В 1937 г. товарищество вошло в состав судоремонтного завода под названием «цеха деревянного судостроения» Мурманской судостроительной и судоремонтной верфи.
1926 г. 13 февраля - состоялся первый пленум Мурманского городского Совета рабочих, крестьянских, рыбацких и красноармейских депутатов, выборного представительного органа местного самоуправления. Выборы депутатов Мурманского городского Совета прошли в начале февраля 1926-го, в них участвовали 4416 избирателей. Первый мурманский горсовет состоял из 126 человек, возглавил его Александр Моисеевич Меллер, работавший в Мурманске с 1921 года секретарем губисполкома. Для управления городским хозяйством были созданы 5 секций: народного образования, финансово-бюджетная, здравоохранения, коммунального хозяйства и кооперативно-торговая.
За первый год работы мурманского горсовета был утвержден план разбивки города на кварталы и участки, проведены общественные работы по осушению заболоченных мест и засыпке нескольких улиц, построена дорога в Базовский поселок, отремонтирован Дом Советов и ряд бараков, начат ремонт бани, тротуаров, городской больницы, сооружен новый рынок, запланировано благоустройство площади Жертв интервенции и много другого. Самым первым документом Мурманского горсовета стало постановление, регламентирующее время торговли. Все магазины стали работать с 10 до 19 часов, дежурные торговые точки - с 7 до 19 часов, а чайные для приезжающих в Мурманск оленеводов - с 7 до 20 часов.
Март 1926 года
1926 г. Март – в помещении бывшей прачечной на Варничном мысу была построена парусно-моторная ела под символическим названием "Начало", положившая начало советскому мурманскому судостроению. Полная длина елы "Начало" - 10,96 метра, ширина - 2,68 метра. Полная вместимость - 6,6 регистровой тонны. Она была оснащена одноцилиндровым двигателем "Скандия" шведского производства мощностью 5 л. с. Строил елу мастер Александр Панкратьевич Кучин.
1926 г. Март – в Мурманске появился первый радиоприемник, его установили в клубе им. Володарского.
1926 г. 2 марта - решением президиума Мурманского городского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и рыбацких депутатов образован комитет по здравоохранению – секция горсовета.
1926 г. 15 марта – первое судно (парусно-моторная ела) прошло ходовые испытания в Кольском заливе при участии представителя Регистра инженера Невского. В акте испытания записано, что ела вела себя хорошо, под мотором и парусом бежала очень резво. В завершение испытаний случился казус. Александр Кучин, взявшийся управлять елой, подходя к причалу, резко дал задний ход, и мотор заглох. Концы на причале принять не успели. Свежим ветром елу отнесло от причала и помяло о каменистый берег, повредив винт и корпус.
1926 г. 15 марта - постановлением Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) на территории Мурманской губернии был утвержден один город – Мурманск. Города Александровск и Кола были преобразованы в сельские поселения.
1926 г. 27 марта – в конторе Сельхозбанка состоялось Учредительное собрание товарищества промыслового судостроения (позднее – цех деревянного судостроения). Место для постройки верфи было выделено товариществу на Халдеевом мысу. Вплоть до зимы там велись земляные работы.
Июнь 1926 года
1926 г. июнь – из Мурманска вышло учебно-парусное судно «Товарищ» с грузом асфальтового камня в южноамериканский порт Розарио.
Сентябрь 1926 года
1926 г. сентябрь - в отчете Мурманского отдела местного хозяйства говорилось, что до сих пор «город не имеет ни мостков, ни тротуаров, ни зеленых насаждений».
1926 г. 1 сентября – по данным Губстатотдела в Мурманске проживало 7800 человек.
1926 г. 30 сентября - рабочие мурманской конторы «Севгосрыбтреста» забили первые сваи причалов у Варничного мыса. Началось строительство рыбной гавани.
Октябрь 1926 года
1926 г. 1 октября – по Мурманску сберкассы насчитывали 1381 вкладчика с 135900 рублей вкладов.
1926 г. 1 октября – по Мурманску сберкассы насчитывали 1381 вкладчика с 135900 рублей вкладов.
1926 г. 17 октября – в Лопарском переулке (улица Ленинградская) в небольшом каркасно-деревянном домике летнего типа открылся музей по изучению Мурманского края, ныне краеведческий музей (с 03.11.1957 г. – находится в современном здании на проспекте Ленина). С этого же дня при музее начала действовать одна из старейших в Мурманске библиотек.
1926 г. 18 октября – в ночь на 19 октября произошло жестокое убийство трех человек. Убийца, некий Аллояров, зарубил топором троих земляков из корыстных побуждений.
Ноябрь 1926 года
1926 г. Ноябрь – состоялся пленум Мурманского горсовета, на котором был сделан доклад о деятельности горсовета за первый год работы. Была начата работа по благоустройству города, утвержден план разбивки города на кварталы и участки. Проведены общественные работы по осушению города и засыпке нескольких улиц, построена дорога в Базовский поселок. Отремонтирован Дом Советов и ряд бараков. Начат ремонт бани, тротуаров, горбольницы. Построен новый рынок.
Намечено благоустройство площади Жертв Интервенции. Решен вопрос об открытии школы в Базовском поселке, открыта до того бездействовавшая центральная библиотека, в летний период в помещении школы работала детская площадка, учащиеся школ были освобождены от платы за обучение. Проведена работа по объединению ряда лечебных учреждений, улучшена работа врачей узкой специализации, приобретена карета скорой помощи. Много внимания уделялось состоянию торговли, вскрыты недостатки в работе кооператива "Красный мурманец", улучшена работа пекарен.
1926 г. 15 ноября - в Мурманске открылась библиотека Мурманского тралового флота. Позднее – библиотека плавсостава, закрыта в 2001 году.
Декабрь 1926 года
1926 г. Декабрь – в рыбном порту было завершено сооружение причальной линии для одновременной обработки пяти траулеров. Рядом с причалами строились цехи и склады для посолки рыбы, хранения соли и другие подсобные помещения. К причалам и цехам тралбазы строили железнодорожный подъездной путь длиной в 1225 метров. Также строили двух- и трехэтажные жилые дома, и соединительную эстакаду производственного назначения.
1926 г. Декабрь - после первого посещения Мурманска этнограф и фольклорист В.В. Чарнолуский вспоминал: «Меня поразило: города-то нет! Вокзала нет, улиц нет. А люди держат себя, словно они в самом деле горожане! <...> Не похоже на город! Население города живет главным образом на рельсах».
1926 г. декабрь – в городе появилось Товарищество деревянного судостроения и ремонта.
1926 г. декабрь – состоялась первая Всесоюзная перепись. В Мурманске проживало 8777 человек, насчитывалось 714 «владений» на 2137 квартир.
1926 г. 11 декабря – закончилась VIII Мурманская губернская партконференция.