1934 г. 1 января - было образовано: Мурманский вагонный пункт, телеграфный номер (ВРП-6) и 4-й вагонный участок ст. Мурманск, телеграфный шифр (ВЧ-4) Мурманской железной дороги с самостоятельными балансами и расчетными счетами при Мурманской конторе Госбанка. Весь штат рабочей силы вагонного депо и вагонного участка был отдельным. Имелись отделы кадров вагонного депо и вагонного участка. Участок обслуживания был от ст. Мурманск до ст. Имандра включительно. Расстояние участка – 148 км. Начальником участка был тов. Беляев И.А., начальником вагонного депо тов. Петров Н.И.
1934 г. 1 января - Совет Народных Комиссаров СССР вынес постановление об объединении Северного государственного тралового треста (Севтралтрест) и Мурманского государственного рыбопромышленного треста (Мургосрыбтрест) в один государственный трест, под названием "Мурманский государственный рыбопромышленный трест" (Мурманрыба), куда составной частью вошел и судоремонтный завод.
1934 г. 1 января - в горкомхозе Мурманска имелось уже три новых грузовых автомобиля марки "ГАЗ" грузоподъемностью в 1,5 тонны. Через полгода их стало пять, а к концу года ожидали прибытия еще четырех грузовиков. Одновременно приобретались и подержанные машины.
1934 г. 13 января - создано предприятие «Институт Мурманскгражданпроект».
Февраль 1934 года
1934 г. Февраль – заложен первый из двух каменных многоэтажных домов «Мурманрыбы» на проспекте Ленина.
1934 г. Февраль – организован Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии ПИНРО. Располагаться институт стал в Мурманске, директором его назначили Георгия Ивановича Хлыновского. В 1937 году он был незаконно репрессирован и расстрелян.
1934 г. 1 февраля – в городе стал работать свой драматический театр. Основное звено труппы составляли артисты из Ленинграда.
1934 г. 15 февраля - на первой полосе "Полярной правды" появилось открытое письмо мурманчан городскому Совету и окружному совету профсоюзов под названием "Построим в Мурманске комбинат культуры и отдыха". Под комбинатом подразумевался опять-таки парк, но парк необычного, выдающегося масштаба, "оборудованный по последнему слову техники".
1934 г. 22 февраля – газета «Полярная Правда» сообщала: «Рыбный городок растет и ширится. Все новые и новые дома заканчиваются постройкой. По Подвесной улице по канатной дороге из-за гор на Жилстрой подают бревна. Идет заготовка строительных материалов для огромного строительства, которое будет осуществлено на Жилстрое в этом году. Десятки новых домов вырастут здесь. Постепенно городок сольется с центральной частью города, он станет одним из его районов. Так будет, но сейчас Жилстрой – далекая окраина».
Март 1934 года
1934 г. 1 марта – путем выделения автомобильного, мотовозного и тракторного цеха Муркомтранса в самостоятельный автобусный парк создано первое пассажирское автотранспортное предприятие – автоколонна 1118 (до 1962 г. – Мурманский автобусный парк).
1934 г. 9 марта - городские власти утвердили постоянный технический совет по строительству комбината (парка) культуры и отдыха. Встал вопрос о том, где расположить центральное место отдыха мурманчан. На совещании при Окружном строительно-техническом управлении, протокол которого хранится ныне в Государственном архиве Мурманской области, было предложено три возможных варианта.
1934 г. 12 марта – дала городу электричество первая очередь ТЭЦ (два котла и одна турбина) в южном конце улицы Шмидта, у моста через Варничный ручей. Первая (не сохранившаяся) труба была высотой 60 метров, ее разобрали в 1987 году после сооружения новой – 150-метровой. Станция была построена в 1932-1934 годах в рекордный срок – 1,5 года.
1934 г. 26 марта - был подписан акт о приемке в эксплуатацию ТЭЦ, и в нем отмечалась масса недоделок: не готов угольный склад, плохо работает углеподача, неисправны узкоколейные пути и т. д. Первым директором ТЭЦ стал Иван Матвеевич Веревкин.
1934 г. 30 марта – впервые стартовал в Мурманске Праздник Севера, превратившийся со временем из скромного события местного значения в яркий спортивный фестиваль – Полярную олимпиаду. В первых соревнованиях приняли участие свыше 110 лыжников. Стояла сильная оттепель, которая не помешала мурманскому лыжнику победить на 20-километровой дистанции. А победитель гонки на 10 км ленинградец Николай Магаюмов финишировал... на одной лыже.
Апрель 1934 года
1934 г. 6 апреля – при артели по ул. Рыкова, 37 (позднее ул. Пушкинская, 19) было открыто галантерейное производство, где ремонтировались изделия из кожи: дамские сумки, портфели, бумажники.
1934 г. 15 апреля – вышел в свет первый номер газеты «Тралфлот» (позднее «За социалистическое изобилие», «На стахановской вахте», в итоге – «Рыбный Мурман»).
Май 1934 года
1934 г. Май – заложен второй каменный многоэтажный дом «Мурманрыбы» на проспекте Ленина.
1934 г. 1 мая - курсанты Мурманского морского техникума впервые получили новенькую морскую форму, что по тому небогатому времени было значительным событием.
1934 г. 16 мая – в Мурманск из Ленинграда прибыл первый курьерский поезд «Полярная стрела».
Июнь 1934 года
1934 г. Июнь – в трех неотапливаемых комнатах Дома культуры им. Кирова разместили экспозиции Мурманского краеведческого музея, открытые для посетителей.
1934 г. 3 июня – на базе Госрыбпромтреста «Мурманрыба» основан Мурманский морской рыбный порт как самостоятельное предприятие. Он выделялся из системы Тралбазы, как самостоятельное предприятие. А начиналось его строительство почти десятилетием ранее.
1934 г. 17 июня - экипаж самолета Ш-2 (пилот Н. Михайлов, бортмеханик В. Миронов) впервые совершил перелет из поселка Зашеек (база «Мурманлес») через Хибинские горы в Мурманск. После рейса Михайлов выступил с предложением к общественным организациям изыскать место под гидропорт в районе окружного центра. Вскоре гидропорт был организован на Кольском заливе. Но выбор акватории Кольского залива под гидропорт был не совсем удачен из-за частых волнений в заливе. К середине 1934 года наметились три местные воздушные линии: Мурманск - Ловозеро - Краснощелье - Каневка - Поной - Иоканга, Мурманск- Рестикент - Гирвас - Ена - Зашеек, Мурманск - ст. Апатиты - Капустные озера – Умба - Кузомень.
Июль 1934 года
1934 г. Июль – газета «Полярная правда» писала, что «на городском узкоколейном пути, служащем для перевозки стройматериалов, работало 2 мотовоза, сейчас их 5». Но, как писала газета, к концу года этот путь будет уничтожен, а главным городским транспортом станут автомашины. Так и случилось, и «Мурманский трамвай» остался только на редких фотоснимках.
1934 г. 2 июля – с этого дня Мурманский торговый порт стал функционировать как самостоятельное предприятие.
1934 г. 5 июля - на заседаниях Секции водных ресурсов Госплана СССР обсуждалась рабочая гипотеза водного пути через Кольский полуостров. Специально под эксплуатацию Баренцево-Беломорской транспортной артерии предполагалось построить новые суда.
Планировалось сооружение крупного порта на озере Имандра близ Апатитов. Но главной узловой точкой проектируемого водного пути стал Мурманск. На переустройство порта в Мурманске, на превращение его "в порт мирового значения", выделялось 13 миллионов рублей. Предполагалось соорудить новые причалы для перевалки апатита и нефелина, леса и полиметаллических руд, угля и нефти, цемента и хлеба. В районе Росты создавалась мощная сельдяная база. Все это требовало сооружения береговой инфраструктуры, жилья, объектов бытового и культурного обслуживания. Но, как нередко случалось, грандиозным планам не суждено было свершиться.
С 1933 по 1937 годы велись подготовительные работы, но к строительству не приступили. Кольский канал на карте нашей страны не появился. Реализацию плана создания водного пути Финский залив - Баренцево море признали нецелесообразной.
1934 г. 8 июля – в городе появилась улица Челюскинцев. До начала 30-х годов минувшего века ее именовали улицей Красных моряков или просто – улицей Моряков. Переименование ее связано со знаменитой челюскинской эпопеей. После завершения героического рейса, работники ЭПРОНа Г.А. Мосолов и А.Е. Харкевич, награжденные орденами Красной Звезды, вернулись в Мурманск. В честь челюскинцев в городе состоялся многолюдный митинг. А пленум Мурманского горсовета постановил переименовать улицу Моряков в улицу Челюскинцев.
Август 1934 года
1934 г. август – на Мурманской судоверфи на новом слипе состоялся первый подъем траулера РТ-45. Подъем занял около 18 часов, причем при подъеме поломалось 11 скатов. В дальнейшем это время благодаря рационализаторским предложениям было значительно сокращено.
Сентябрь 1934 года
1934 г. 14 сентября – во второй раз на заседаниях Секции водных ресурсов Госплана СССР обсуждалась рабочая гипотеза водного пути Финский залив - Баренцево море через Кольский полуостров с конечным пунктом в Мурманске.
1934 г. 20 сентября – ледорез «Федор Литке» встал на якорь в Мурманске. Впервые в истории мореплавания судно преодолело Северный морской путь, следуя с востока на запад, за одну навигацию.
1934 г. Октябрь – открыто Мурманское агентство «Инфлот» по обслуживанию иностранных судов.
Ноябрь 1934 года
1934 г. 10 ноября – на улице Марата вошла в строй мебельная фабрика.
1934 г. 15 ноября – в Мурманск прибыл первый автобус на 24 места.
Декабрь 1934 года
1934 г. 17 декабря - бюро Ленинградского обкома ВКП(б) постановило о создании Мурманского городского комитета ВКП(б).
1934 г. 27 декабря - в городе начал ходить первый автобус по маршруту кинотеатр «Северное сияние» - Клуб моряков. Общая протяженность первого в истории Мурманска автобусного маршрута составляла 4 километра. Автобус ходил с 7 часов утра до 12 часов ночи, совершая за это время 26 рейсов. Стоимость проезда составляла 75 копеек. В первое время автобус отправлялся в путь от здания мортехникума, так как на Жилстрой нельзя было проехать - мост через Варничный ручей у ТЭЦ не был готов.
Приводим некоторые события ушедшего 1934 года:
- на улице Самойловой появился первый в городе жилой каменный дом. Заселили его медицинские работники и с тех пор называли не иначе как «Дом врача».
- в доме № 22 по ул. Декабристов разместилась начальная школа № 5.
- принял жильцов самый крупный к этому времени 44-квартирный (147 комнат) жилой дом на углу проспекта Ленина и Пионерского переулка.