Мурманск в деталях » Интересные факты » Город Заполярный, посёлок Никель и комбинат "Печенганикель"

Город Заполярный, посёлок Никель и комбинат "Печенганикель"

Город Заполярный, посёлок Никель и комбинат "Печенганикель"

История города Заполярного и посёлка Никель тесно связана с послевоенным временем, когда на Печенгской земле шло строительство нового района, начавшееся с восстановления Никельского металлургического комбината и посёлка вокруг него из пепла Великой Отечественной войны. На стройке работали молодые комсомольцы и бывшие солдаты советской армии, шаг за шагом осваивая суровую северную землю.

Посёлок Никель образован с именем Колосйоки в 1936 году как поселок финских геологов-изыскателей в связи с открытием в 1921 году месторождения медно-никелевых руд.

В это же время финской компанией «Петсамон Никкели» строится горно-обогатительный комбинат.

В ходе советско-финляндской войны 1939–1940гг. посёлок был занят советскими войсками, но по Московскому договору 1940 года вновь передан Финляндии.

В годы Великой Отечественной войны Германские войска (официально на территории Области Петсамо с 22.06.1941 г.) превратили поселок из‑за важности его комбината в «крепость Колосйоки» («Festung Kolosjoki»).

Германия вывозила из Печенги большое количество руды, из которой выплавлялось до половины необходимого ей никеля.

Отступая в 1944 году, германские войска полностью разрушили поселок и комбинат.

Восстановительные работы были начаты бойцами 104‑го военно-строительного отряда 14‑й армии Карельского фронта. Государственная комиссия под председательством директора комбината «Североникель» В. И. Носаля подписала акт о его пуске 20.11.1946, хотя добыча руды подземным способом началась еще раньше — в марте 1945.

Взорванный отступавшими немецкими частями поселок восстанавливался 1,5 тыс. демобилизованными солдатами и офицерами и приехавшими со всей страны специалистами с целью скорейшего пуска никелевого комбината. С 27.11.1945 г. Никель — рабочий поселок, в конце 1945 года в поселке проживало 7 тыс. человек, было построено 18 тыс. м² жилья.

В 1947 году, в долине Пильгу, неподалёку от Никеля, было открыто новое месторождение медно-никелевых руд. Ждановское месторождение, которое оценили как крупнейший рудный объект района.

Весной 1953 года вокруг времянок геологоразведчиков появились палатки строителей железной дороги, которая должна была соединить Колу со станцией Ждановская, а уже в 1955 – никельский трест «Печенгастрой», начал закладку посёлка для рабочих, которым предстояло строить Ждановский горно-обогатительный комбинат. Строительную контору, на которую и была возложена эта задача, назвали «Рудстрой».

Однако рабочей силы все равно не хватало, и Совет Министров СССР призвал на работу молодежь страны. 1956 году на большую приехали комсомольцы с «большой земли» из Ленинградской, Псковской, Новгородской, Воронежской и других областей. Молодежь встречали на севере с духовым оркестром. Календарь показывал 4 июля 1956 года, именно эту дату и принято считать днём рождения города Заполярный.

«1 июня мы выехали из Ленинграда на север по комсомольской путёвке, – рассказывает одна из первостроителей города Эмилия Ивановна Шалаева, – На строительство Ждановского комбината нас призвала партия правительства, и многие с радостью откликнулись на этот призыв. Выезжая на Кольский полуостров, каждый получил тысячу рублей «подъемных» – большие для того времени деньги. В Заполярном нас встречали радостно. Здесь уже стояли бараки, в которых жили строители из Никеля, в посёлке был магазин, клуб и даже столовая»

Через месяц, вначале июля 1956 года, на север прибыла вторая партия комсомольцев, за ней – третья. Молодежь размещали в палаточном городке. А первый каменный дом появился в Заполярном в 1957 году – это было двухэтажное общежитие по улице Ленина. Работа спорилась – уже через год после этого жилфонд города составил 66 тысяч квадратных метров, а к началу 1964 года эта цифра удвоилась, причём порядка 80 процентов зданий были каменными.

Уже в 1965 году начал свою работу кинотеатр «Юность», а к 50-летию Октября, в 1967 году, вошел в строй Дворец культуры «Октябрь», в нём разместились творческие коллективы художественной самодеятельности, народный театр, клубы по интересам. В этом же году был построен телевизионный ретранслятор, который позволил жителям всего Печенгского района смотреть телепередачи из Москвы и Мурманска. К десятилетнему юбилею город населяло 20 тысяч человек, а для гостей была построена гостиница Печенга (тогда она называлась «Лотос») и комфортный ресторан.

Со временем были построены рудники «Аллареченский», «Восток», «Каула‑Котсельваара». До пуска металлургических цехов руду перевозили в порт Лиинахамари, грузили на пароходы, следовавшие в Мурманск, из Мурманска по железной дороге она доставлялась на комбинат «Североникель» в г. Мончегорске. После пуска металлургических мощностей выплавка никеля началась на месте. Местная руда малосернистая, богата никелем (на некоторых рудниках до 14%), не дает выхлопов газа.

В 1956 закончено строительство железной дороги Кола–Печенга–Никель (201 км).

В конце 1960‑х гг. началась переработка руды из Норильска с большими выхлопами сернистого газа, что крайне неблагоприятно сказалось на окружающей среде в Печенгском районе и в соседних районах Норвегии.

С 1989 "Печенганикель" входит в состав государственного концерна «Норильский никель» (акционирован в 1994). В декабре 1998 два дочерних предприятия РАО «Норильский никель» комбинаты «Печенганикель» и «Североникель» (г. Мончегорск) образовали ОАО «Кольская горно‑металлургическая компания» (Кольская ГМК). Главная цель образования — технологическое совершенствование производства, повышение эффективности работы комбинатов. 1 ноября 2004 года вводится в эксплуатацию первая очередь рудника «Северный‑Глубокий» с расчетной мощностью 1 млн т руды в год.

В настоящее время комбинат располагается на двух промплощадках: в г. Заполярном и пгт. Никель. В состав комбината входят два подземных рудника, два карьера, обогатительная фабрика, цех обжига, плавильный и сернокислотный цеха, автотранспортный, железнодорожный и другие цеха обеспечения производства.

Комбинат производит добычу сульфидной медно-никелевой руды, ее обогащение и металлургическую переработку до файнштейна.

Руда с низким содержанием металлов подвергается переработке на обогатительной фабрике, расположенной в г. Заполярном. Ежегодный объем переработки составляет около 90% от количества добытой руды. Получаемый концентрат в объеме 450–500 тыс. т поступает в цех обжига, также расположенный в г. Заполярном. В цехе обжига при получении обожженных окатышей образуется слабоконцентрированный по диоксиду серы газ, который после очистки от пыли выбрасывается в атмосферу. Богатые руды направляются в плавильный цех, расположенный в пос. Никель. Туда же поступают обожженные окатыши и руда ОАО «ГМК „Норильский никель“». Конечным продуктом плавцеха является файнштейн, направляемый на дальнейшую переработку в «Североникель».

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

1 1 599 16-12-2019 22:19
Как к вам обращаться:

Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код:




Hаписал: Михаил , Комментариев: 0, Новостей: 0. ЦитироватьОтветить 10-04-2022 13:17
:
Отступая в 1944 году, немцы не успели подорвать ни посёлок, ни рудник, ни ремонтно-механический цех. Разрушили трубу и плавцех, а финские ("канадские") здания, коттеджи в стиле финского функционализма и по сей день стоят в центре города и ближе к комбинату. Рудник частично перестроен, но по-прежнему выделяется нездешним дизайном.
Улицы города Мурманска

Полярной Правды улица

10 февраля 1945 года в честь 25-летия газеты «Полярная правда» улица Красная переименована в улицу Полярной Правды. Протянулась она в восточном направлении от пересечения с
Полярной Правды улица
Улицы города Мурманска

Арктический переулок

Расположен в северной части Мурманска, в Росте. Соединяет улицы Лобова и Сафонова. Переулок получил свое имя решением Мурманского горисполкома 19 августа 1960 года. Застроен в
Арктический переулок
Хронология событий

Мурманск в 1937 году

1937 г. Январь – в Росту протянули железнодорожную ветку. Тогда же начали прокладывать шоссейную дорогу вдоль Кольского залива.
Мурманск в 1937 году
Улицы города Мурманска

Пархоменко улица

Пролегла по крутому склону Варничной сопки. На улице всего семь домов. Соединяет между собой улицы Павлова и Ломоносова. 7 октября 1960 года постановлением исполкома Мурманского
Пархоменко улица
Улицы города Мурманска

Воровского улица

Улица в самом центре Мурманска, названная в память о российском революционере, публицисте и дипломате Вацлаве Вацловиче Воровском. На доме №11установлена мемориальная доска в
Воровского улица
Улицы города Мурманска

Береговая улица

В северной части Мурманска перед выездом с Нижне-Ростинского шоссе на улицу Нахимова есть ответвление, которое и является улицей Береговой. Появилась на карте города 14 апреля
Береговая улица
Хронология событий

Мурманск в 1989 году

1989 г. 12 января – по итогам переписи население Мурманска составило 468 тысяч человек.
Мурманск в 1989 году
Памятники

Воинам 6-й Героической комсомольской батареи

Торжественное открытие памятника состоялось 6 ноября 1959 года. Он установлен в южной части проспекта Ленина на естественном пригорке, образованном Варничным ручьём. К подножию
Воинам 6-й Героической комсомольской батареи
Улицы города Мурманска

Портовый проезд

Название проезду было присвоено решением Мурманского горисполкома от 23 ноября 1967 года. Проезд пролегает у первого грузового района торгового порта. К площади и Портовому
Портовый проезд
Памятники

Памятник милицейской "копейке"

К 77-летию ГИБДД по Мурманской области, 25 сентября 2015 года, открыли памятник милицейской «копейке». Теперь на постаменте возле здания областного ГИБДД по ул. Карла Либкнехта
Памятник милицейской "копейке"
Улицы города Мурманска

Проезд Михаила Бабикова

Этот проезд получил своё название 1 октября 1982 года в честь пограничника Михаила Васильевича Бабикова. Он был призван в РККА осенью 38-го и до начала Отечественной успел
Проезд Михаила Бабикова
Улицы города Мурманска

Промышленная улица

Решением Мурманского горисполкома от 4 февраля 1977 года в Северной промзоне получила свое имя улица Промышленная. Она протянулась практически через всю промзону между
Промышленная улица