1916 г. январь – заведующий работами по строительству Мурманского порта Б.Е. Веденеев заключил в Петрограде договор на поставку рабочих для строительства причальных сооружений. Строители жили на пароходе «Курск» и буксире «Кола».
1916 г. 7 января – инженер Качурин, старший техник Егоров, прораб Балабаев и десятник Румянцев обследовали местность и на следующий день приступили к работам.
1916 г. январь-февраль - появились пристань и жилой дом для администрации порта. Возникли первые производственные постройки: временная кузница и две кладовые.
1916 г. февраль – прибыли еще две партии рабочих в количестве 135 человек. Возведение жилья и подсобных сооружений шло полным ходом.
1916 г. Февраль - в Кольском заливе (Александровске, Семенове и Дровяном) скопилось три десятка грузовых пароходов, из них более половины — иностранные. Кроме транспортов в Кольском заливе собралось 15 английских минных тральщиков, броненосец «Альбермаль», крейсер «Ифигения», плавучие базы «Эрнестон» и «Санниндейл».
1916 г. 2 февраля – чиновник-контролер из Архангельска писал в губернский центр, что на строительстве порта выстроены две дощатые кладовые, собрано 3 паровых копра, построена пристань с причальной линией в 25 погонных саженей и вагонеточными путями, жилой дом для администрации. Но он же указывал на недостаток рабочей силы.
1916 г. Март – в начале месяца три глубоководных причала уже принимали суда.
1916 г. 9 марта - только что прибывший руководитель обороны Кольского залива телеграфировал начальнику Генерального морского штаба: «В настоящее время всё внимание должно быть направлено на то, чтобы скопившиеся в Кольском заливе несметные боевые грузы колоссальной стоимости и значения не подверглись уничтожению. Англичане предупреждают об опасности со стороны немцев».
1916 г. 11 марта – Совет Министров России одобрил строительство Кольской военно-морской базы на берегу к югу от торгового порта (сейчас здесь рыбный порт).
1916 г. Май - из Петрограда прибыл начальник строительства причальных линий Б.Е. Веденеев. Было создано управление Мурманских портовых изысканий.
1916 г. май – управление работ по строительству порта выделило кредиты, которые позволили расширить объем работ.
1916 г. Лето - на берегу залива уже стоял маленький поселок портовых строителей, в котором жили несколько сотен человек. Строители железной дороги возвели в это время свой поселок - северо-восточнее и выше порта. Ближе к Варничному ручью возник третий поселок. Таким образом, еще до провозглашения населенного пункта городом в нем было три жилых района: Портостройка, железнодорожный поселок и Базстройка. Поселок Портостройка основали землекопы, плотники и закоперщики: (собственно, их было два: Нижнепортовый, или «Нижнепортовая Нахаловка», и Верхнепортовый - «Верхнепортовая Нахаловка»). Существовала еще и «Базовская Нахаловка» - она располагалась в устье Варничного ручья.
1916 г. 29 июня - министр путей сообщения А.Ф. Трепов подал царю доклад, в котором ходатайствовал о "преобразовании железнодорожного поселка у станции Мурман в городское поселение".
1916 г. 30 июня – был заключен договор на поставку новой партии рабочих (545 человек) для строительства Мурманского порта.
1916 г. 6 июля – министр путей сообщения А.Ф. Трепов предложил назначить попечителем над будущим городом сановника царской свиты графа М. Е. Нирода. Но вскоре «первую скрипку» стал играть сам министр Трепов. В этот же день железнодорожному поселку, возникшему у станции Мурман, указом Николая II присвоено наименование Романов-на-Мурмане.
1916 г. 15 августа – император Николай II с подачи министра путей сообщения А.Ф. Трепова утвердил «Положение о попечительстве» Романова-на-Мурмане. В соответствии с ним попечителю Романова-на-Мурмане ставились две задачи: устройство поселка и последующее преобразование его в город.
1916 г. 2 сентября – Официальной датой основания Мурманска считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. Но в газете «Полярная Правда» от 7 февраля 1928 г. сообщается: «Основание города (будущего Мурманска) было положено 2-го сентября 1916 года».
1916 г. 4 октября – на пригорке, где сейчас стоит Дворец культуры имени С. М. Кирова, состоялась торжественная церемония закладки бронзовой плиты в основание храма Святого Николая Мирликийского - "покровителя России и защитника мореплавателей». На церемонии присутствовали морской министр И. К. Григорович, министр путей сообщения А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков, начальник строительства мурманской железной дороги В. В. Горячковский, епископ из Архангельска и другие высокопоставленные лица. Этот день стал считаться датой основания Мурманска. Бронзовая плита через тридцать лет, при начале строительства Дворца культуры, была извлечена и определена в краеведческий музей. Первый план застройки города разработал инженер Б.В. Собанин.
1916 г. 18 октября – после возвращения с церемонии закладки города Романов-на-Мурмане А.Ф. Трепов предложил Николаю II создать «Междуведомственное совещание по развитию Севера», что и было сделано: А.Ф. Трепов стал его председателем.
1916 г. 28 октября – в городе Романов-на-Мурмане учрежден Мурманский таможенный надзор в составе Архангельской таможни.
1916 г. ноябрь – был заключен еще один договор на поставку рабочих для строительства порта, но как и предыдущие, он выполнялся плохо. Тогда из Петрограда было решено выделить для строительства ратников, знающих плотницкое дело.
1916 г. 15 ноября – Мурманскую железную дорогу сдали во временную эксплуатацию.
1916 г. 17 ноября – легендарный крейсер «Варяг» (состав команды 500 человек) вошел на рейд города Романов-на-Мурмане.
1916 г. 5 декабря - было открыто локомотивное депо Мурманск.
1916 г. 5 декабря – на строительстве Мурманского порта было 620 рабочих, только треть из них плотники, остальные - чернорабочие.
1916 г. 26 декабря – начал работать порт в Романове-на-Мурмане. Всего за первые полтора месяца прибыло военного груза более 70 тыс. тонн, переработано всего 20 тыс. тонн, из них направлено ледоколами в Архангельск немногим более 5 тыс. тонн.