Мурмнаск в деталях » Хронология событий » Мурманск в 1930 году

Мурманск в 1930 году

0 527 14-08-2019 20:08
Мурманск в 1930 году

1930 г. январь - решением Совнаркома Мурманский порт был изъят из подчинения железной дороги и передан в ведение управляющего Балтийским морским бассейном в Ленинграде, а год спустя перешел под начало вновь организованного Народного комиссариата водного транспорта.

1930 г. январь – в начале месяца по поручению Севгосрыбтреста и Мурманского окрисполкома был объявлен Всесоюзный конкурс на составление проекта нового города, рассчитанного на 45000 жителей. Участие в конкурсе принял ряд видных архитекторов Союза. По заданию, границы нового города должны иметь соприкосновение со старым Мурманском и город должен быть выстроен в течение пятилетки – к 1933 году. На конкурс было представлено 18 работ. Первое место присудили проекту "Мурманск - город рыбный" (архитекторы Е.А. Левинсон, А.М. Соколов, В.Ф. Твелькмейер).

1930 г. 1 января – приступили к разбивке улицы (ныне проспект Ленина). Но только весной начались основательные работы на этом месте.

Февраль 1930 года

1930 г. 11 января - при Мурманском Интегралсоюзе состоялось представительное совещание, где определялись типы и размеры судов, которые нужно строить для мурманских промыслов. С докладом выступил первый полноправный заведующий верфью Григорий Стрелков, с именем которого в будущем связан подъем деревянного судостроения в Мурманске.

6 февраля – вышло постановление Мурманского горсовета «О взимании арендной платы за выколку льда на озерах в пределах городской черты».

Март 1930 года

Мурманск в 1930 году

1930 г. 4 марта - через Мурманский порт была отправлена в Гамбург первая партия апатитового концентрата.

1930 г. 24 марта - Интегралсоюз, под крылом которого воспряла судоверфь, прекратил свою деятельность, не прожив и года. Его правопреемником, тоже, правда, недолговечным, стал Муррыбаксоюз. Полное его имя - "Мурманский окружной союз рыбацких промысловых товариществ и колхозов".

1930 г. 29 марта – по обвинению во вредительстве арестован член правления Севгосрыбтреста Щербаков Семен Васильевич. Расстрелян в Москве. Реабилитирован.

Апрель 1930 года

1930 г. 1 апреля – начал работу Мурманский радиокомитет, охватывавший 100 радиоточек. Радиостанция и студия размещались в комнате в здании окрпрофсовета.

1930 г. 1 апреля – Севгосрыбтрест начал земляные работы по засыпке залива на Халдеевом мысу.

1930 г. 6 апреля – заложены ряжи второго участка набережной пирса №2 для приема генерального груза (штучного).

1930 г. 12 апреля – вышло Обязательное Постановление Мурманского горсовета «О производстве земельной регистрации в г. Мурманске».

Мурманск в 1930 году

1930 г. 23 апреля – при железнодорожной станции Мурманск открыта камера хранения ручного багажа и клади.

1930 г. 25 апреля – в газете «Полярная Правда» опубликовано любопытное объявление: «Найден револьвер около кино «СНАВ». За справками обращаться с 8-ми час. веч. (по ул. Карла Маркса, д. №30). По истечении трех дней считаю собственным». И под объявлением фамилия – Федоров.

1930 г. 28 апреля – в Мурманский порт прибыл РТ-40 «Скат» с грузом рыбы и жира.

1930 г. 29 апреля – в Мурманский порт прибыл РТ-34 «Феликс Дзержинский» с грузом рыбы и жира.

Май 1930 года

1930 г. 1 мая – в Мурманск прибыла экспедиция по организации производства йода на мурманском побережье.

1930 г. 4 мая – утром в Мурманск пришел новый тральщик РТ-19 «Коминтерн», заказанный Севгосрыбтрестом в Германии. В ближайшие месяцы ожидается приход еще 11 новых тральщиков.

1930 г. 6 мая – состоялись похороны 15 человек, зверски убитых на 1429 км железной дороги (станция Шонгуй).

1930 г. 8 мая – ликвидирован кинотеатр «СНАВ». Его преемником стал кинотеатр «ЛУЧ».

1930 г. 10 мая – на тралбазе закончено строительство разборочно-промывочного двухэтажного здания напротив железобетонного посолочного склада. В новом здании отделывается помещение для цеха филе и съемки шкур. Приступили к постройке второго второго железобетонного чанового склада.

1930 г. 10 мая – по улице Сталина заложено восемь больших двухэтажных домов, из них пять домов доведено до конца первого этажа.

Мурманск в 1930 году

1930 г. 10 мая – началась постройка трестовского рабочего городка, по новым проектам прибывшим из Ленинграда.

1930 г. 10 мая – ведется строительство новой столовой Севгосрыбтреста по улице Розы Люксембург.

1930 г. 12 мая – окончательно решен вопрос о месте постройки причалов угольной пристани на Зеленом мысу.

1930 г. 16 мая – вечером в Мурманск прибыл третий новый тральщик «КИМ», построенный в текущем году в Германии.

1930 г. 19 мая – в Мурманск из Даньцига прибыл новый траулер «Ленин», оборудованный по последнему слову техники.

1930 г. 21 мая – в Мурманский порт пришли суда «Маргит» и «Иринарх».

1930 г. 21 мая – из Мурманска отправлены первые два вагона с рыбой в Петрозаводск.

1930 г. 30 мая – на западном берегу Кольского залива, создана Мурманская аварийно-спасательная партия Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), вскоре переименованная в Северную экспедицию ЭПРОНа. В 1934 году Управление ЭПРОН было перенесено в черту Мурманска, в поселок Роста. В 1936-м силы Северной экспедиции подводных работ особого назначения перебазировались в поселок Дровяное.

1930 г. 30 мая – в газете «Полярная Правда» в порядке дискуссии опубликована статья «Социалистический город против мелкобуржуазного уклада жизни». Автор статьи, указывая на скорое начало строительства городка Севгосрыбтреста на 45000 жителей, размышляет о том, каким должен быть этот «будущий социалистический город».

Июнь 1930 года

1930 г. 3 июня – вышли четыре постановления Мурманского горсовета: «О пищевой санитарии и санитарно-пищевом надзоре», «О санитарной охране источников водоснабжения, питающих Мурманский водопровод», «О плате за пользование городскими пастбищами для выгона скот в сезон 1930 г.» и «О содержании парикмахерских заведений».

1930 г. 7 июня – на площади Жертв интервенции открылся книжный базар. Кроме того, на базаре присутствовал ряд аттракционов (тир, бассейн, счастливые кольца, железная дорога и т.д.).

Мурманск в 1930 году

1930 г. 10 июня – из Мурманского порта отправлен в Онегу землечерпательный караван в составе з/ч «Чернышевский» и шаланды «Чижовка».

1930 г. 17 июня – после 16 дней плавания во льдах Баренцева моря в Мурманск возвратилось судно «Персей» вместе с участниками экспедиции.

1930 г. 28 июня - Мурманский горсовет принял постановление «О правилах уличного движения в г. Мурманске», определявшее порядок движения гужевого транспорта, велосипедистов и пешеходов на дорогах города. Правила тогда носили местный характер.

1930 г. 29 июня – на верфи спущено на воду 3 бота.

1930 г. 30 июня – на тралбазе, помимо стройки холодильника и бондарного завода, производятся земляные работы по засыпке территории на Халдеевом мысу; рубка ряжей по строительству новых причалов; постройка пожарного депо и железобетонного засолочного склада. На Зеленом мысу, силами УСЛОНа, проводятся работы по постройке грандиозной угольной базы, протяжением до 150 метров.

Июль 1930 года

1930 г. 13 июля – на заседании президиума Мурманского окрисполкома, обсуждавшего первые результаты работы судоверфи, было определено, что верфь, в основном, справляется с заданиями, но из-за несвоевременного получения моторов построенные суда не смогли выйти на промысел.

Мурманск в 1930 году

1930 г. 25 июля – газета «Полярная Правда» в статье «Пьяный день» пишет: «После длительного перерыва Центроспирт 22-го июля снова открыл продажу водки. Можно было с раннего утра определить, что в Центроспирт привезли вино. Женщины, мужчины и дети с корзинами и чемоданами стояли в очереди, ожидая открытия лавки. Двери открылись, толпа хлынула в помещение. <…>… Через 3-4 часа стали появляться на улице качающиеся фигуры. <…>… На утро значительно увеличилось количество невыходов на работу. Почти на каждом предприятии не вышло по 5-6 человек».

1930 г. 29 июля - в 3 часа дня на рейд встали корабли Краснознаменного Балтийского флота крейсер «Аврора» и учебное судно «Комсомолец», возвращающиеся из заграничного учебного плавания.

Август 1930 года

1930 г. 23 августа - состоялось заседание президиума Мурманского горсовета. Обсуждалась работа архитектора Соколова, победившая на всесоюзном конкурсе проекта социалистического города Новый Мурманск. Президиум решил, что необходимо принять меры для незамедлительного начала строительства. Предполагалось завершить работы к началу 1933 года. Но планы остались планами. Социалистический город Новый Мурманск, с небывалым для Заполярья (и не только!) уровнем жилищного комфорта и коммунальных удобств, так и не построили. Для работников Севгосрыбтреста соорудили обычные деревянные двухэтажные дома и бараки. Ныне на месте предполагавшегося Нового Мурманска находится Жилстрой.

1930 г. 30 августа – в 7 часов вечера состоялось открытие спортивного стадиона пищевиков.

Сентябрь 1930 года

Мурманск в 1930 году

1930 г. сентябрь - окружной исполком принял постановление о необходимости постройки в заполярной столице предназначенного для просмотра фильмов здания из железобетона. Тогда же Стройуправление Севгосрыбтреста подготовило соответствующий проект. Но его не утвердили в Ленинграде.

1930 г. 5 сентября – начали работу рабочие годичные вечерние курсы и вечерняя школа повышенного типа для взрослых.

1930 г. 13 сентября – вышло Обязательное Постановление Мурманского горсовета с прилагаемыми «Правилами пользования водой из городского водопровода».

1930 г. 15 сентября – в 18 часов состоялась закладка Дома культуры. На церемонии присутствовали партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Здание планировалось построить к 1 октября 1931 г.

1930 г. 18 сентября – на Мурманской судостроительной верфи построен моторный бот «Зюйд». Три таких бота уже находятся в работе.

1930 г. 22 сентября – в Мурманск прибыл построенный в Германии РТ-15 «Засольщик».

1930 г. 26 сентября - был ликвидирован Мурманский промышленно-транспортный и колонизационный комбинат.

1930 г. сентябрь - от Ленинградского госторга на судоверфь приехал А.А. Жилинский, заведующий морскими зверобойными промыслами. Он сообщил, что ни один из отечественных судостроительных заводов за постройку зверобойных судов не берется. Те суда, что имеются, закуплены по очень большой цене в Норвегии, а до конца пятилетки понадобится еще 12 таких судов. Принимая во внимание развитие Мурманской верфи, можно полагать, что именно она могла бы включить в перспективный план изготовление судов такого типа.

Октябрь 1930 года

Мурманск в 1930 году

1930 г. октябрь – директора судоверфи Стрелкова вызвали в Ленинградское отделение совнархоза, где сообщили о том, что в Мурманский край переселяют 2000 семей рыбаков - раскулаченных. Для того чтобы их максимально эффективно использовать на путине, нужно к весне 1931 года построить около 400 ботов.

1930 г. 25 октября – газета «Полярная Правда» сообщила: «Строительное управление СГРТ еще с 1 апреля начало земляные работы по засыпке залива на Халдеевом мысу, но никаких заграждений не делалось и в результате полугодовая работа пропала зря».

1930 г. 29 октября – в Мурманский порт пришел РТ «Скат» с грузом соленой рыбы.

1930 г. 30 октября – в Мурманский порт пришел РТ «Лучинский» с грузом рыбы.

Ноябрь 1930 года

1930 г. 2 ноября – на предприятиях Мурманска происходит сбор денежных средств в помощь бастующим металлистам Германии.

1930 г. 7 ноября – вступил в эксплуатацию первый участок пирса №2. К первому причалу поставлен первый пароход. Оба участка пирса дают три причала для лесовозов или два причала для океанских транспортов.

1930 г. 9 ноября – в Мурманский порт пришел РТ «Сайда» с грузом рыбы.

Мурманск в 1930 году

1930 г. 12 ноября – в Мурманский порт пришли два РТ – «Ленин» и «Профинтерн» с грузом рыбы.

1930 г. 14 ноября – в Мурманский порт пришел РТ «Макрель» с грузом свежей и соленой рыбы, и клипфиска.

1930 г. 15 ноября – в Мурманский порт пришел РТ «Форель» с грузом свежей и соленой рыбы.

1930 г. 16 ноября – в Мурманский порт пришел РТ «Кумжа» с грузом свежей и соленой рыбы.

1930 г. 17 ноября – митинг протеста, состоявшийся в корпусе вновь выстроенного бондарного завода Севгосрыбтреста, является исключительным для Мурманска уже по количеству собравшихся людей – около 5 тысяч человек. Митингующие призвали «расстрелять!» участников раскрытой ОГПУ контрреволюционной организации «Промышленная партия».

1930 г. 18 ноября – при отходе в очередной рейс РТ «Профинтерн» вернулся через час в порт из-за того, что боцман Григорьев увез на траулере в море жену. Пришли в порт РТ «Тралмейстер» и «Пикша» с грузом рыбы.

1930 г. 19 ноября – в Мурманский порт в 3 часа дня вернулся РТ «Форель», так как по пути на промысел наскочил на «банку», и корпус дал течь. Пришел в порт РТ «Налим» с грузом рыбы.

Декабрь 1930 года

1930 г. 1 декабря – в Мурманский порт прибыли РТ «Кумжа» и «Засольщик» с грузом рыбы.

1930 г. 3 декабря – в Мурманский порт прибыл РТ «Макрель» с грузом рыбы.

1930 г. 5 декабря – в Мурманский порт пришел РТ «Сайда» с грузом рыбы.

1930 г. 25 декабря – в Мурманский порт пришел РТ-33 «Форель» с грузом рыбы.

1930 г. 31 декабря – вечером в Мурманске прошло факельное шествие лыжников по маршруту: Дворец Труда, улица Ленинградская, проспект Ленина, улица Карла Маркса, улица Моряков, Порт.

Мурманск в 1930 году

1930 г. 31 декабря - Главвоздухофлот в письме просил Мурманский окрисполком «оказать содействие в подборе и оборудовании промежуточных гидроаэродромов на воздушной трассе Архангельск-Мурманск, по которой полеты намечаются в самое ближайшее время...»

Некоторые события прошедшего 1930 года:

1930 г. - писатель Всеволод Лебедев таким увидел город: «Люди живут в маленьких, кое-как прислоненных к земле бараках. Бараки эти, похоже, из фанеры, и ни один на дом не похож… Улиц в Мурманске — почти нет, а если поглядишь на город — думаешь, что Мурманск вовсе и не желает улиц».

1930 г. – в городе построено свыше 50-ти двухэтажных домов общей площадью 20000 кв.м. Строится апатитовая эстакада, лесные причалы и пирс №2 в порту. На траловой базе строится холодильник, бондарный завод, закладывается здание для электростанции. Проведена закладка Дома культуры и первого каменного жилого дома. На судостроительной верфи выпущены первые 20 ботов. Проведены осушительные работы и подготовка к постройке молочной фермы в районе реки Роста.

1930 г. – начало закладки сквера вокруг памятника Жертвам Интервенции на улице Ленинградской. К югу и северу от памятника располагались два фонтана. Деревья и кустарники – преимущественно ценных пород – доставлялись для сквера из-под Ленинграда и с Соловецких островов.

Мурманск в 1930 году
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: