Мурманск в деталях » Хронология событий » Мурманск в 1939 году

Мурманск в 1939 году

Мурманск в 1939 году

1939 г. январь – решением ЦК ВКП(б) в Мурманск на должность первого секретаря обкома ВКП(б) направлен Максим Иванович Старостин.

1939 г. 1 января – вышел первый номер молодежной газеты «Комсомолец Заполярья».

1939 г. 17 января – в городе Мурманске насчитывалось 117,1 тысячи человек.

1939 г. 28 января – в первый стахановский рейс вышел рыболовный траулер «Москва» Мурманского тралового флота. С этим событием моряков поздравил А.И. Микоян.

1939 г. январь - в начале месяца открыт каток спортобщества "Рыбник Севера".

Февраль 1939 года

1939 г. 1 февраля – в здании Дома культуры им. С.М. Кирова официально начал свою деятельность Мурманский областной драматический театр (до него в первой половине 30-х годов в городе ставил спектакли театр окрпрофсовета). Первый спектакль «Генеральный консул» братьев Тур и Л. Шейнина. Возглавили театр художественный руководитель Сергей Александрович Морщихин и главный режиссер Александр Васильевич Шубин.

1939 г. 7 февраля – состоялась первая Мурманская областная комсомольская конференция.

1939 г. 8 февраля – создан областной дорожный отдел, ныне государственное предприятие «Мурманскавтодор».

1939 г. 8 февраля – Северная экспедиция ЭПРОНа закончила очень сложные работы – капитальный ремонт слипа Мурманской судоверфи. По отремонтированному слипу на воду было спущено первое судно – бот «Мурманец».

1939 г. 9 февраля - из Горького в Мурманск прибыло пять 15-местных автобусов.

Март 1939 года

8 марта - был арестован и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей происходивший из поволжских немцев Фриц Филиппович Лауренц, первый инструктор по парашютному делу первой парашютной вышки в Мурманске.

Апрель 1939 года

Мурманск в 1939 году

1939 г. 17 апреля – газета «Полярная правда» сообщает: «В этом году будут сняты леса с нового 4- этажного дома на Пушкинской улице. Ванны, горячее водоснабжение – всеми видами благоустройства оборудуются 24 квартиры нового дома» (сейчас жилой дом №5 по ул. Пушкинская)

1939 г. 20 апреля – указом Президиума Верховного Совета РСФСР в г. Мурманске были образованы Ленинский, Кировский и Микояновский районы. В 1948 г. – ликвидированы, в 1951 г. – вновь образованы, в 1958 г. – упразднены, в 1967 г. образованы Ленинский и Октябрьский.

1939 г. 27 апреля - закончено строительство школы №21 в поселке Старый Нагорный.

Май 1939 года

1939 г. 4 мая – начал курсировать заводской пассажирский автобус по маршруту «центр города – верфь».

1939 г. 5 мая – состоялся выпуск начальников г\самозащиты.

1939 г. 15 мая – за проход запретной зоны на Севере эстонское судно «Калев было задержано и приведено в Мурманск.

1939 г. 27 мая - постановлением бюро Мурманского горкома ВКП(б) в связи с образованием Кировского района создан Кировский районный комитет (райком) КПСС г. Мурманска.

Июнь 1939 года

1939 г. июнь – в Мурманске, в районе Росты, появилась улица Полины Осипенко, летчицы, Героя Советского Союза.

Июль 1939 года

Мурманск в 1939 году

1939 г. Июль - большое изваяние Сталина появилось в сквере у Дома культуры. Одной рукой вождь опирался на некое подобие трибуны, другую заложил за борт френча. Недалеко располагалась колоннада с портретами других партийных лидеров.

1939 г. 6 июля – состоялось первое в истории мурманского цирка представление.

1939 г. 24 июля – вышел из Мурманска линейный ледокол «Иосиф Сталин». Ему предстояло за одну навигацию совершить двойное плавание в арктических морях: прийти в бухту Провидения 27 августа и вернуться в Мурманск 28 сентября.

Август 1939 года

1939 г. Август - открыта Нагорновская неполная средняя школа. До открытия школы в Нагорном дети учились в двухкомплектной Фадеевской школе, дальнейшее образование они продолжали в школах Мурманска и Колы. Семилетняя Нагорновская школа имела четыре классных помещения, занимались в две смены. Первым директором школы был В.Ф. Ковязин, погибший в годы Великой Отечественной войны. От Нагорновской неполной средней школы ведут свою историю средние школы № 21 и № 25. В 1952 году школе предоставили новое (первое каменное в посёлке) здание, затем в нем располагался Дом творчества Первомайского района, сейчас находится экономический лицей № 1. В 1954 году посёлок Нагорное вошёл в черту Микояновского района города Мурманска и школа получила №21.

1939 г. Август - в мурманском цирке демонстрировалась новая программа, которая, по единодушному мнению критиков, была гораздо лучше предыдущей.

1939 г. Август – в одном из первых документов о деятельности Мурманской ГАИ говорится: "Несмотря на некомплект штата личного состава ГАИ, работа по полугодовому техосмотру автотранспорта была закончена в срок, предусмотренный по плану, и выслана в ГАИ ГУРКМ НКВД СССР установленная отчетность".

Сентябрь 1939 года

1939 г. сентябрь - смонтированы первые бойлеры БП-43, от Мурманской ТЭЦ было проложено 1150 метров теплотрассы, что позволило подключить к отоплению шесть городских зданий.

1939 г. Сентябрь – кроме немецких судов, в Мурманске в сентябре 1939 года в плановом порядке находились и суда других стран: английских — 6, норвежских — 6, латвийских — 2, эстонских — 2, греческих — 2, а также ожидалось прибытие до 30 английских пароходов, возвращающихся по указанию «Совфрахта» в Мурманск из Карской экспедиции.

Мурманск в 1939 году

1939 г. 1 сентября - приказом народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР организовано Мурманское областное управление автомобильного транспорта. Первый начальник – А.М. Костов. Сегодня – ОАО «Мурманскавтотранс».

1939 г. 3 сентября - Военный совет Северного флота приступил к возложенной на него перевозке войск морем из Мурманска в Мотовский залив. Однако с самого начала выяснилось, что Мурманское пароходство и Мурманский торговый порт не были подготовлены к проведению такого рода операции. И все же за период с 3 сентября по 30 ноября включительно на них было перевезено 28 790 бойцов, 3105 лошадей, 1182 повозки, 209 орудий, 6 танков, 132 трактора, 316 автомашин, 52 спецмашины, 209 кухонь, 27 понтонов, 1990 т боеприпасов, 227 т горючего, 14093 т продфуражного груза и около 18500 т прочего груза.

1939 г. 4 сентября - все германские суда в Северной Атлантике получили приказ "следовать в Мурманск, придерживаясь как можно более северного курса"

1939 г. 6 сентября – в Мурманск прибыл германский лайнер «Бремен». Один из самых быстроходных и комфортабельных пассажирских лайнеров мира. Лайнер в Мурманске встречали сотрудники германского посольства, наркомата иностранных дел, главного морского штаба. Переводчиком среди них находился Валентин Бережков, матрос Тихоокеанского флота, будущий помощник Молотова, переводчик Сталина, известный журналист-международник. На «Бремене» находилось 917 членов экипажа и обслуживающего персонала.

1939 г. 6 сентября - ведомство Риббентропа сообщило в советский Наркомат по иностранныи делам: «Мы намереваемся и впредь направлять немецкие торговые суда в Мурманск и ожидаем, что советское правительство облегчит разгрузку, погрузку и транспортировку грузов по железной дороге в Ленинград, куда будут заходить для погрузки немецкие суда». Тем самым обеспечивалась безопасная, вне зоны досягаемости британского флота и авиации, доставка необходимых Третьему рейху грузов, и прежде всего железной руды.

1939 г. 7 сентября - без всякого предупреждения советских властей, в Мурманский порт зашли немецкие торговые суда — пароходы «Иллер» и «Нью-Йорк», в последующие дни — пароходы «Палиме», «Кардиллера», «Ганс Леогарт», «Синти Луиз», «Болтнхаджен», «Хелга», «Фридрих Бреме», наливное судно «Вильгельм Ридеманн».

1939 г. 8 сентября - Москва ответила согласием на заход немецких судов в Мурманск и гарантировала транспортировку грузов в Ленинград.

1939 г. 10 сентября - из Москвы в Мурманск прибыл секретарь немецкого посольства фон Вальтер и сотрудник посольства Кенигседер для решения вопросов, связанных с дальнейшим пребыванием в порту германских судов. На состоявшейся 12 сентября встрече с сотрудниками НКИД СССР Афанасьевым и Беляевым фон Вальтер сообщил о намерении германского правительства отправить через ленинградский порт в Германию 1700–1800 человек из состава команд всех судов. Отправке подлежали и все пассажиры.

Предполагалось, что членов команд и пассажиров в Ленинграде заберут два немецких судна, ожидающихся в порту 16 сентября. Остальные моряки во главе с капитанами останутся для несения службы в Мурманске. После решения всех вопросов немецкой стороне были выделено необходимое число железнодорожных составов, и моряки отправились из Мурманска.

Мурманск в 1939 году

1939 г. 11 сентября – в Мурманский порт одновременно прибыли пароходы: «Болтнхаджен», тоннаж 3335 тонн, из Влисенгена, команда 28 человек, капитан Бойе, груза и пассажиров нет. «Липе», тоннаж 7850 тонн, из Калифорнии, капитан Зибье, генеральный груз 4380 тонн, команда 77 человек, пассажиров нет. «Хелга-Фердинанд», тоннаж 4250 тонн, из Канады, капитан Арене, команда 23 человека, груз пропса, пассажир 1 без визы на право въезда в СССР. Танкер «Вильгельм-А. Ридеманн», тоннаж 16 665 тонн, из Вест-Индии, капитан Симмген, груз моторной нефти 15 300 тонн, команда 42 человека, пассажиров нет. «Фридрих Бреме», тоннаж 14 500, из Арубы (Вест-Индия), капитан Шроттер Отто, груз горючего 14 280 тонн, пассажиров нет, порт назначения Гамбург. Товаро-пассажирский «Ва-дай», тоннаж 6000 тонн, из Лас-Пальмаса (Канарские острова), капитан Кехлер, груз: пальмовое масло, каучук, пальмовые плоды — 3204 тонны, команда 76 человек, 9 пассажиров, порт назначения Гамбург.

1939 г. 13 сентября - на рейде Мурманска отстаивались 11 немецких торговых судов тоннажем 149 120 тонн с общей численностью экипажа 2140 человек и 31 пассажиром.,

1939 г. 14 сентября – на рейд Мурманска прибыли немецкие суда «Август-Леонард», «Вадай» и «Фенисия»

1939 г. 15 сентября – на рейд Мурманска прибыли немецкие суда «Тубинген» и «Хелене»

1939 г. 16 сентября – на рейд Мурманска прибыло немецкое судно«Багио Кастилло»

1939 г. 16 сентября – под грифом «строго секретно» вышло Постановление политбюро ЦК ВКП(б) о переводе г. Мурманска на режимное положение.

1939 г. 17 сентября - в соответствии с приказом НКВД СССР 001117 «О мероприятиях в связи с отнесением города Мурманска к числу режимных местностей» во исполнение постановления Правительства СССР УНКВД по Мурманской области приказывалось на основании «компрометирующих материалов в отношении безусловно подозрительных людей, особенно финнов и эстонцев и других иностранцев; административно-ссыльных […] арестовать 500–700 чел., с оформлением дел для рассмотрения на Особом Совещании НКВД СССР […]. Перевод города Мурманска на режимное положение провести без шума и без того, чтобы излишне запугать людей. […] Указанную выше работу закончить в месячный срок».

1939 г. 18 сентября - на причал порта подали два железнодорожных состава с купированными вагонами, и поезда с небольшим временным интервалом двинулись в Ленинград, где немецким морякам с лайнера «Бремен» предстояла пересадка.

1939 г. 22 сентября – основано Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство (с 27 января 1964 г. – Мурманское морское пароходство). Новому пароходству были переданы из Балтийского государственного морского пароходства суда «Унжа», «Мста», «Шелонь», «А. Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон» и из Северного государственного морского пароходства суда «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец», затем ряд других судов.

1939 г. 27 сентября - в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР в Мурманске был организован отряд по регулированию уличного движения (ОРУД).

1939 г. 28 сентября – вернулся из двухмесячного двойного плавания по арктическим морям линейный ледокол «Иосиф Сталин». Такой переход стал первым в истории за одну навигацию.

1939 г. 30 сентября – из Мурманска ушел пароход «Хелга-Фердинанд», прибывший из Канады 11 сентября 1939 г.

Октябрь 1939 года

Мурманск в 1939 году

1939 г. Октябрь - в начале месяца в 35 км северо-западнее Мурманска была создана немецкая военно-морская база для заправки и ремонта германских военных судов и подводных лодок. Немцы использовали базу во время военной кампании в Норвегии, с которой у Советского Союза долгие годы были нормальные дипломатические отношения. (После оккупации Норвегии и Дании весной 1940 г. СССР закрыл их представительства в Москве.)

Командующий военно-морским флотом Германии адмирал Редер письменно выразил благодарность Советскому правительству после того как "База Норд" была оставлена немцами в сентябре того же года в связи с прекращением военных операций в Норвегии. Когда началась эта война, советские власти задержали в гавани Мурманска суда Англии и ее союзников, чтобы дать возможность немецким судам успешно добраться до своих портов в Германии. Германские корабли пользовались укрытием в гавани Мурманска и в ходе операций германского военно-морского флота. В Мурманске же заправлялись продовольствием и горючим немецкие вспомогательные крейсеры, ведущие военные операции против Англии.

1939 г. 1 октября – начинает свою хозяйственную деятельность Мурманское областное управление автотранспорта.

1939 г. 2 октября – из Мурманска ушел пароход «Болтнхаджен», прибывший в порт 11 сентября 1939 г.

1939 г. 3 октября – НКВД был организован «Кольский ИТЛ и особое строительство 33» с дислокацией в Мурманске для строительства объектов, в том числе и на Зеленом мысу. Первый начальник - В.В. Гаврилов, наибольшая численность заключенных - 7679 человек (по данным историка С. Н. Дащинского). К 1 января 1940 года численность лагеря составляла 4712 заключенных. К февралю 1941 года была построена железнодорожная ветка от Зеленого мыса до Ваенги.

1939 г. 4 октября – к этому дню в Кольском заливе нашли убежище четырнадцать немецких судов. Среди них выделялся такой гигант, как пассажирский лайнер «Бремен» тоннажем 50 000 брт.

1939 г. 4 октября – из Мурманска отбыл пароход «Ганс Леон Гарт». Прибыл из Камбельстона (Канада). Порт назначения Кенигсберг. Грузоподъемность 7100 тонн. Команда 36 человек. По заявлению капитана Цейсе в сентябре он получил распоряжение от своей фирмы в целях сохранения судна идти в Мурманск.

1939 г. 5 октября – из Мурманска ушел пароход «Липе», пришедший из Калифорнии 11 сентября 1939 г.

1939 г. 11 октября – в локомотивное депо Мурманска прибыли первые электровозы. Встречая их, толпы людей высыпали к железнодорожному полотну на улице Коминтерна .

Мурманск в 1939 году

1939 г. 20 октября - капитан немецкого судна «Бремен» после аварии, произошедшей при выходе из порта с одним из немецких пароходов, поставил перед Портоуправлением Мурманска вопрос о переводе лайнера в другое место, более подходящее для более или менее длительного пребывания теплохода в порту.

1939 г. 23 октября - без пограничного досмотра в Кольский залив пришел американский сухогруз «Сити оф Флинт» под… немецким флагом. Он был захвачен в Атлантике крейсером «Дойчланд», команда во главе с капитаном арестована. Как к себе домой, немцы привели военный трофей в чужой порт, в Мурманск. Недовольный глава Наркоминдела Молотов высказал послу Шуленбургу: «Между гаванями воюющей стороны и нейтральной все же есть разница, которую должны понимать германские моряки».

Если о «Бремене» советские власти ничего не сообщили в печати, то скрыть появление американца в Мурманске под немецкой охраной оказалось невозможно, радист сумел оповестить эфир. На следующий день все советские центральные газеты дали такую информацию: «Вечером

23 октября в Кольский залив прибыл грузовой пароход под немецким флагом <...>. В результате досмотра оказалось, что это американский пароход «Сити оф Флинт» <...>., причем пароход оказался задержанным командой немецкого крейсера <...>., которые и привели пароход в Кольский залив. Немецкая команда считает груз контрабандой (тракторы, зерно, фрукты, кожа, воск и др., всего 3700 тонн).

Мурманск в 1939 году

Морские власти Мурманского порта временно задержали пароход и интернировали немецкую команду». Разоруженных немцев поместили в помещении клуба ЭПРОНа под портовой охраной. Судьбой их занимались на самом высоком уровне. Выход из щекотливого положения Молотову подсказал Шуленбург. Согласно статье 21 Гаагской конференции 1907 года в военное время суда могли заходить в чужие гавани в случае аварии, нехватки топлива, продовольствия или сдачи пленных. Мол, судно приведено для ремонта.

26 октября ТАСС опубликовало следующее сообщение: «Интернирование немецкой команды парохода «Сити оф Флинт» отменено морскими властями Мурманска ввиду того, что, как выяснилось, пароход был введен в порт для ремонта машин».

1939 г. 25 октября - Политбюро утвердило решение СНК СССР «О режиме в Кольском заливе»:
«1. Признать нетерпимым нынешнее положение в Кольском заливе и в Мурманском порту, когда любое иностранное военное судно, замаскированное под гражданский пароход, может беспрепятственно пробраться в Мурманск или к нашим военно-морским базам в Кольском заливе.

Закрыть проход в Кольский залив для всех иностранных граждан и тем более военных судов…».

1939 г. 28 октября – американский корабль «Сити оф Флинт» покинул Мурманск и вскоре вернулся в США. 14 немецких моряков и 4 офицера из экипажа крейсера «Дойчланд» на поезде отправились в родной рейх.

Ноябрь 1939 года

1939 г. ноябрь – для медико-санитарного обслуживания Северного флота число имевшихся коек (185) в трех военно-морских госпиталях: в Полярном, Мурманске и Архангельске, признавалось недостаточным. И поэтому приступили к развертыванию дополнительно в Мурманске военно-морского госпиталя на 200 коек.

Мурманск в 1939 году

1939 г. 1 ноября – убыл из Мурманска в Гамбург немецкий пароход «Нью-Йорк». Водоизмещение 22 000 тонн, на борту 390 человек команды, грузов и пассажиров нет. Заход в Мурманск объясняется «распоряжением Берлинского адмиралтейства». Также в Гамбург отправился и пароход «Иллер». Грузоподъемность 4600 тонн, экипаж 35 человек, 15 пассажиров, у которых отсутствовала виза на въезд в СССР, имел груз меди, свинца, баббита, кожи, манильской травы, пеньки и какао.

Прибыл с Кубы, порт следования Гамбург. Капитан судна Грюмберг объяснил заход в Мурманск указанием немецкого правительства. Часть груза судна была выгружена в Мурманске и направлена железнодорожным путем в Ленинград, часть перегружена на немецкие суда «Нью-Йорк» и «Сант-Луис» для доставки в Германию морским путем.

1939 г. 13 ноября – открыт двухгодичный вечерний учительский институт, который вскоре становится дневным. Перед институтом поставили задачу обеспечить школы Мурманской области учителями для работы в 5-7 классах общеобразовательных школ. Со временем институт превратился в Мурманский государственный педагогический университет.

1939 г. 25 ноября – из города Пинск на станцию Мурманск прибыл 205-й полк 52-й стрелковой дивизии. Весь личный состав разместился в здании порта. Позднее на рыболовецком корабле «Комсомолец Арктики» полк был переброшен на север Финляндии для участия советско-финской войне.

1939 г. 30 ноября – начало советско-финской войны. Согласно заявлениям советской стороны, целью СССР было добиться военным путём того, чего не удалось сделать мирным: обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы и в случае начала войны (в которой Финляндия была готова предоставить свою территорию врагам СССР в качестве плацдарма) неминуемо был бы захвачен в первые дни (или даже часы). Также в ходе войны была обеспечена безопасность незамерзающего порта Мурманск.

Мурманск в 1939 году

1939 г. Ноябрь – к концу месяца Мурманск посетили уже 36 немецких судов, в том числе «Ганс Леонхард» тоннажем 4831 брт, «Иллер» тоннажем 2390 брт, «Поллине» и «Тобинген». Все они находились на якорной стоянке у поселка Абрам-мыс, на западном берегу Кольского залива, напротив Мурманского торгового порта. В течение этого времени на трех транспортах рабочие Мурманского судоремонтного завода провели необходимые ремонтные работы. Немцы чувствовали себя в Кольском заливе в полной безопасности, зная, что их прикрывают береговые орудия Северного флота. Так, одна из батарей 104‑го пушечно-артиллерийского полка (ПАП), размещенная на побережье полуострова Рыбачий, обстреляла два британских эсминца, пытавшихся отыскать следы неожиданно «пропавшего» в Атлантике лайнера «Бремен».

Декабрь 1939 года

1939 г. декабрь – военно-морской госпиталь из здания железнодорожной поликлиники был переведен в здание школы.

1939 г. Декабрь – на основании телеграммы из Наркомрыбпрома Мурманская судоверфь приступила к переоборудованию 9 траулеров в минные тральщики. Приказано было включить все мощности судоверфи для срочного выполнения этого правительственного задания.

1939 г. Декабрь – в Мурманск приехал И.Д. Папанин для организации работ по эвакуации членов экипажа дрейфующего ледокольного парохода «Георгий Седов». Остановился прославленный полярник в Доме Главсевморпути (сейчас проспект Ленина, 77).

1939 г. 2 декабря – бюро Мурманского обкома ВКП(б) приняло решение о создании в городе областного отделения ТАСС. Первый корреспондент – Николай Иванович Арнаутов.

1939 г. 3 декабря - из порта Мурманска вышел «Кордиллере» («Кардиллера»). Товаро-пассажирский пароход, водоизмещение 12 054 тонны, груз: кофе, какао, железные и скобяные изделия, текстиль, кожа, бревна. Команда — 214 человек, 7 пассажиров без виз на право въезда в СССР. Прибыл из Ливингстона (Англия), порт назначения — Гамбург.

Заход в Мурманск, по информации капитана Камманна, вынужденный, связан с «началом войны на Европейском континенте». Предполагалась его разгрузка в Мурманске для доставки груза сухопутным путем в Ленинград и далее в Германию немецкими судами.

Мурманск в 1939 году

1939 г. 6 декабря – покинул порт Мурманск германский лайнер «Бремен».

1939 г. 12 декабря – на судоверфи в 19 часов был спущен на воду первенец мурманского стального судостроения - РТ-101 "Михаил Громов", названный в честь Героя Советского Союза № 8 - участника знаменитого чкаловского трансарктического перелета. "Сталинская Конституция", хотя и была заложена первой, оставалась пока недостроенной.

1939 г. 12 декабря - организован Мурманский областной институт усовершенствования учителей. С 2005 г. - Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры. Первый директор - Павел Петрович Спасибенко.

1939 г. 15 декабря – ледокол «И. Сталин» (капитан М.П. Белоусов) вышел из Мурманска выручать дрейфующий в высоких широтах ледокольный пароход «Г. Седов». За успешное выполнение операции экипаж судна был награжден Орденом Ленина.

Некоторые события 1939 года:

  • началась Вторая мировая война. Понимая неизбежность вступления в войну, советское правительство было вынуждено тянуть время. Формально отношения между СССР и Германией были дружественными. Активно происходило военно-техническое сотрудничество. В этой ситуации советское правительство дало разрешение на заход в Мурманск немецких военных кораблей.
  • начало советско-финской войны. Мурманск стал тыловой базой нашей армии.
  • в Мурманске впервые в его истории появились районы – Ленинский, Кировский и Микояновский.
  • на улице Ленинградской уложен первый в городе асфальт.
  • развернулось строительство Дома Советов, продолжилось строительство завода Севморпути. В городе появился первый настоящий стадион, сейчас это стадион «Строитель».
  • открыты Мурманское морское пароходство и Учительский институт.
  • свой первый спектакль дал открытый годом ранее театр драмы.
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

0 2 338 18-08-2019 11:45
Как к вам обращаться:

Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код:




Хронология событий

Мурманск в 1944 году

1944 г. 9 января – в порту у причалов стоят 15 транспортов союзников. Состоялся воскресник: 700 трудящихся Мурманска работают в порту, идет погрузка продовольствия для фронта.
Мурманск в 1944 году
Улицы города Мурманска

Ручьевой переулок

Находится в поселке Дровяное на западной стороне Кольского залива. Название получил 30 июня 1958 года одновременно с другими улицами поселка. В переулке всего два частных
Ручьевой переулок
Хронология событий

Мурманск в 1980 году

1980 г. 1 января – с грузом сельскохозяйственной техники для братской Кубы из Мурманского морского торгового порта вышли теплоходы «Восход» и «Саша Бородулин».
Мурманск в 1980 году
Памятники

Памятный знак портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

2 июля 1945 года был открыт обелиск погибшим в годы войны портовикам. На площади перед управлением торгового порта установили четырехгранный шестиметровый обелиск . Он стал
Памятный знак портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Улицы города Мурманска

Щербакова улица

Улица названа в честь генерал-лейтенанта Владимира Ивановича Щербакова. Войска под командованием В.И. Щербакова участвовали в обороне Ленинграда и Заполярья, во взаимодействии с
Щербакова улица
Улицы города Мурманска

Шолохова улица

Параллельно улице Серафимовича и чуть выше по склону, прямо под самой телевизионной вышкой, находится эта улица. Улица получила свое название 18 октября 1958 года. С момента
Шолохова улица
Хронология событий

Мурманск в 1983 году

1983 г. 23 января – приняла первых гостей новая 18-этажная гостиница «Арктика» (архитектор М. Чернов).
Мурманск в 1983 году
Улицы города Мурманска

Халатина улица

Названа 31 марта 1967 года в честь пограничника Ивана Халатина, геройски погибшего в 1942 году. До этого на месте улицы был проезд между 201-м и 202-м строительными кварталами.
Халатина улица
Хронология событий

Мурманск в 1932 году

1932 г. 3 января - секретариат Мурманского Окружного Комитета ВКП/б/ рассматривал наряду с другими вопрос о кадровом обеспечении рыбной отрасли. О чем свидетельствует запись в
Мурманск в 1932 году
Улицы города Мурманска

Якорный переулок

Расположен к востоку от Кольского проспекта, в 306-м микрорайоне. С севера от Якорного переулка пролегла улица Беринга, с юга – улица Шевченко. На востоке переулок упирается в
Якорный переулок
Памятники

Композиция Покорителям Арктики

Впервые он был открыт 7 мая 1975 года. Создателями композиции были архитектор И. Неруш, скульптор Б. Бродский, художник А. Свищев. На пространстве торца дома №9 разместили
Композиция Покорителям Арктики
Хронология событий

Мурманск в 1951 году

1951 г. Апрель - организовывается ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) и Строительство № 511, который располагался сначала в Мурманске, потом в посёлке Мурмаши. Предназначался для
Мурманск в 1951 году