Мурманский областной краеведческий музей на сегодняшний день является центром популяризации истории Мурманской области, а также одним из мест сохранения исторической памяти. Его фонды обширны и охватывают различные темы, связанные с историей Кольского полуострова. Однако, работникам музея пришлось проделать огромную работу, чтобы накопить такую мощную фондовою базу. На протяжении истории музей сталкивался с различными изменениями и потрясениями, но всё-таки самым сильным потрясением стала Великая Отечественная война. В этот период музею пришлось эвакуироваться из Мурманска в Мончегорск со всеми работниками и фондами.
Приближаясь к завершающему этапу Великой Отечественной войны, появляются идеи увековечивания этих событий в памяти живущих и потомков. Одной из таких идей стал проект музея «Отечественной войны» в городе Мурманске.
В период с 14-21 декабря 1944 года на заседании исполнительного комитета Мурманского областного совета депутатов трудящихся был рассмотрен вопрос об организации в городе Мурманске музея Отечественной войны и строительство памятника в честь освобождения Заполярья от немецких захватчиков [1]. Для размещения музея и наружных экспонатов, отводилось помещение здание школы №6 по проспекту Ленина, которое было разрушено входе авианалетов, и прилегающую к ней территорию. С этого момента зарождается идея создания полноценного музея, который комплексно освещал бы тему Великой Отечественной войны в Заполярье. Здесь вполне логичным всплывает вопрос: а что с краеведческим музеем, который находится в эвакуации? Вероятнее всего в городе Мурманске должны были появиться два музея. Этот тезис основывается на упоминании в протоколе №241 исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся [2] музеев Отечественной войны (в различных документах музей называется по-разному) и краеведения как две различные структуры.
По решению заседания 1944 было определенно, что в срок до 1 мая 1945 года, здание школы должно быть восстановлено и приспособлено под музей Отечественной войны. Также было решено обратиться к военному совету 14-й армии и военному совету Северного флота о выделении для музея экспонатов. Отдельное обращение с просьбой к военному совету Северного флота о предоставлении специалистов-проектировщиков, рабочей силы, материалов и транспорта для строительства. При этом на заседании уже принимали к сведению заявление военного совета 14-й армии о выделении рабочей силы в количестве 250 человек, а также транспорта и строительных материалов.
Работа по оформлению музея на бумаге шла достаточно быстрыми темпами. После заседания 14-21 декабря 1944 уже 25 декабря этого же годы был подготовлен план музея, составленный старшим инструктором пропаганды и агитации политуправления Карельского фронта майором Федосеевым [3]. Во введении к плану (целевой установке) изложена идея создания музея:
«Музей – памятник Отечественной войны в городе Мурманске, должен наглядно показать широким кругам советской и зарубежной общественности, какое значение имеет Кольский полуостров и в частности город Мурманск для нашей Родины, и почему партия и правительство не могли допустить и мысли о новой военной интервенции Кольского полуострова кем бы то ни было. Музей должен рассказать далее о том, как защищала этот край наша Красная армия, военно-морской и военно-воздушный флот и какую помощь оказали нам наши союзники. Он должен наглядно рассказать о героических подвигах советских людей на фронте и в тылу, показать знатных людей армии, флота, авиации и тружеников заполярного тыла. Музей должен отразить и то, как в борьбе с заклятым врагом наши войны и трудящиеся заполярного тыла побеждали суровую и трудную природу Заполярья. В конечном итоге он должен отразить в себе всю силу и мощь нашего государства, демонстрировать победу нашего строя над всеми и всякими силами, становящимися на пути и достижению всеобщего блага и счастья человечества.»
Помимо этого, план намечал основные разделы:
- Кольский полуостров – форпост социализма на Крайнем Севере;
2. Заполярье – крайний правый фланг советского фронта на северо-западе СССР;
3. Начало войны. Борьба за Мурманск на дальних подступах к нему (июль 1941г. – январь 1942г.);
4. Оборонительные бои в Заполярье (январь 1942г. – август 1944г.);
5. Освобождение Советского Заполярья и Печенгской области (Петсамо). Разгром немецко-фашистских захватчиков (сентябрь-ноябрь 1944г.);
6. Заключительный.
Формированием экспозиционного наполнения занимались в основном военнослужащие 14-й армии. Разделение по тематике происходило по специфике деятельности служб и подразделений. В документах [3] по формированию тематико-экспозиционного плана музея отразились предметы, которые предоставлялись воинскими частями и соединениями. В этой работе были задействованы многие военные службы и части от политического управления и до ветеринарной службы. На страницах документов [3] отчетливо видна работа над будущей экспозицией музея. Об этом говорят различные карандашные пометки, корректировки, дополнения и замены. Особенно впечатляют такие крупные экспонаты, которые должны были быть переданы музею как танки КВ, т-34, САУ ИСУ-152, «форд-амфибия», самолёты СБ, Пе-2, Ил-2, «Аэрокобра», «Харрикейн» и другие.
Документ [4], утверждающий окончательно экспозиционный план музея на основе переданных ориентировочных списков экспонатов от 14-й армии был подписан 10 сентября 1945 года. Согласно этому документу и поэтажному плану [5], было спроектировано и определено 14 тематических залов. Это разделение соответствовало плану музея, который был составлен 25 декабря 1944 года . Были определены следующие залы:
2 этаж
- «Природа, богатства и население Кольского полуострова»;
Здесь должны были быть размещены различные карты, диаграммы, связанные с регионом. Макет «птичьего базара», чучела животных. Отдельно уделялось внимание научно-исследовательским экспедициям в Арктику. А также экспонировались бы различные картины на сюжеты связанные с историей края.
2. «Война с Финляндией в 1939-1940»;
1) «Кольский полуостров перед Отечественной войной»;
2) «На страже Северо-Западных границ СССР»;
2-й зал должен был осветить сразу 3 темы. Здесь разместились бы трофеи с зимней войны, фотографии, схемы, модели. По другим темам планировалось установить бюсты и портреты выдающихся советских деятелей, которые вложили силы в развитие региона. Образцы сельскохозяйственных культур, способные произрастать в условиях севера. Уделяя важность охране границ, в экспозиции должны были быть размещены макет пограничной заставы, скульптуру пограничника с собакой и др.
3. «Вероломное нападение немцев. Первые бои в Заполярье»;
Этот зал вкладывал в себя главную цель – показать готовность советского народа к борьбе с противником и создать его образ. Зал должен был получится очень насыщенным. Картины, схемы, макеты, образцы вооружения – всё это создавало бы комплексную картину начального периода Великой Отечественной войны. В документе также числится довольно интересный «документ» «Обещание Дитля отдать Мурманск на 3 дня солдатам на разграбление (по показаниям военнопленных)», однако на наш взгляд это такая же ничем не подтвержденная легенда, как и «пригласительные билеты на банкет в гостиницу “Арктика” на банкет по поводу взятия города Мурманска.
4. «Провал сентябрьского наступления немцев. Враг остановлен на дальних подступах к Мурманску. Помощь тыла фронту»;
В зале разместились бы фотографии разрушенных жилых домов и зданий города Мурманска, решение о создании «Полярной дивизии», образцы вооружения и многое другое. Особо интересно было бы взглянуть на стенд-витрину с продукцией предприятий региона в мирное время и после начала войны.
5. «Оборонительные зимние бои 1941-1942»;
За все предыдущие залы, в этом впервые должно было быть упомянуто внерегиональное событие Великой Отечественной войны – разгром немецких войск под Москвой. Помимо этого, для зала должна быть написана картина «Бой за высоту 314» и расположиться информация о итогах декабрьских боёв в Заполярье.
6. «Апрельско-майская операция армии и флота 1942 года»;
Освещая эту тему в зале, расположились бы протоколы допросов военнопленных, схемы-планы апрельско-майской наступательной операции, манекен десантника, а также боевые трофеи 12 ОБМП.
3 этаж
7. «Оборонительные бои в Заполярье в 1942-1944 г.»;
В этом зале основной уклон шел бы на макеты оборонительных сооружений, которые здесь по плану разместились бы в широком разнообразии. Также разместились бы образцы тяжелого вооружения (76-мм горная пушка обр. 1909г. (с прим., что пушка есть Коле), 76-мм зенитная пушка капитана Бакунина, 37-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1937г.).
8. «Наступление СФ на коммуникации противника 1943-1944 г.»;
В зале разместились бы модели кораблей и подводных лодок, схема десанта на мыс Пикшуев, текст с поздравлением от английского адмирала Ардчера и адмирала Фрезера, макет памятника героям-подводникам и др.
9. «Трудящиеся Заполярья – фронту (январь 1942 – апрель 1944 г.г.)»;
В этом зале из ярких и интересных экспонатов разместились бы документы-отзывы союзников о городе Мурманске и порте, и огромное количество образцов продукции оборонной промышленности региона.
10. «Подготовка Печенгской операции и прорыв немецкой обороны на главном направлении»;
Главным отличием этого зала от остальных стала, помимо схем, макетов и сопутствующих объектов, стала бы большая выставка образцов вооружения противника (преимущественно).
11. «Войсковой тыл и санитарная служба армии и флота»;
В документах почему-то отсутствует экспозиционный план этого зала, но предварительные списки экспонатов были переданы различными тыловыми службами 14-й армии.
4 этаж
12. «Рейд корпуса Соловьёва в тыл врага и борьба за овладение Петсамо»;
Этот зал по своему наполнению схож с десятым, здесь разместилась бы различная информация, а также образцы вооружения, но уже полностью то, которое было в использовании корпусом Соловьёва.
13. «Взятие Никеля и Киркенеса. Начало освобождения Норвегии от немецко-фашистских захватчиков»;
Из наиболее примечательных экспонатов вероятнее всего здесь стали бы две картины «Бой танкового полка за выс. 441.4 на подступах к Никелю» и «Встреча населения Киркенеса с частями Красной армии». Из документов планировалось разместить акты зверств немцев над войнами Красной армии и одежду военнопленного.
14. «Зал Победы»;
Завершающий зал – самый помпезный. В зале разместилось бы панно «Москва салютует войскам Карельского фронта», мемориальная доска павшим войнам с урной (в документе нет ясности о том, что это за урна, но вероятнее всего это урна с прахом неизвестного солдата). Были бы размещены флаги, которые водрузили на Б.Кариквайвише, при взятии Петсамо и при вступлении Красной армии в Киркенес. Помимо всего этого разместились бы различные скульптуры, бюсты, образцы трофеев и др. Интересно, что в зале должна была расположиться пирамида из касок противника, а за ней написаны их потери. Подобная идея вероятнее всего пришла из Ленинграда, где 30 апреля 1944 года открылась выставка «Героическая оборона Ленинграда». Там была построена пирамида из касок и за ней были написаны потери германской армию
Обозначенные выше экспонаты в залах – это только лишь часть от всего массива, отраженного в экспозиционном плане [4].
Помимо формирования самой концепции будущего музея, шёл процесс оформления архитектурного проекта музея и окружающей его территории. В августе 1945 года были готовы проекты музея на бумаге [5]. Как уже ранее говорилось, под музей Мурманским облисполкомом было отведено разрушенное здание бывшей школы №6 по проспекту Ленина в городе Мурманске [1]. Помимо здания, под музейную территорию отводился участок размером около двух гектаров.
Само здание школы находилось в крайне плачевном состоянии. После пожара, вызванного авианалетами от здания, сохранились только кирпичные стены и то частично (разрушенной оказалась торцовая стена в восточной части здания). Прилегающая территория, которая отводилась музею, была занята развалинами разрушенных и сгоревших деревянных зданий.
Согласно генеральному плану [5] на отведенном музею участке, должны были разбить парк, в котором разместились бы образцы советской и трофейной военной техники. Главный вход на территорию парка расположился бы чуть правее от главного входа в само здание музея. В центре парка установили бы обелиск Победы, окруженный артиллерийскими орудиями. Слева от обелиска на открытом хранении экспонаты инженерных войск, а справа – экспонаты военно-морского флота.
По плану генеральная площадка замыкается постаментами с установленными на них самоходными орудиями и танками.
«По линии этих постаментов участок приподымается на ½ метра и на возвышении устанавливаются самолёты. За самолетами были запроектированы площадки для упомянутого уже трофейного вооружения.» - говорится в документе [5].
Для самого здания музея было решено следующее. Центр главного фасада решался портиком из шестигранных колонн, увенчанных скульптурной композицией. Между средних колонн проектировались рельефные доски с сюжетами по обороне Советского Заполярья. На тыльной стороне здания на уровне второго этажа был запланирован выход на открытую террасу с видом на парковую территорию.
Внутреннюю планировку пришлось создавать практически по новой, но с учётом прежних несущих конструкций, сохранившихся от здания школы. Проектом было решено объединить часть второго и третьего этажа для увеличения экспозиционного пространства. Помимо этого решения было решено сделать «зал Победы» так же высоким и просторным.
Однако какими бы не были грандиозными планами, как бы не усердно работали над подготовкой музея на бумаге, в результате проекту музея «Отечественной войны» воплотиться в жизнь не удалось. На очередном заседании [2] исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся (5 июня 1947 г.) был заслушан доклад директора музея «Отечественной войны» Перцовича Ю.С.. В докладе была освещена работа о произведенной работе по переработке тематико-экспозиционного плана и структуры музея. Главной проблемой стала ситуация того, что до войны в Мурманске работал музей Краеведения, который был эвакуирован с началом авианалетов и по возвращению из эвакуации стал вопрос о необходимости предоставления площади под экспозицию. Перцович Ю.С. отметил в своём докладе, что следует учитывать отсутствие в ближайшие годы перспектив на строительство специального здания для краеведческого музея, а также нецелесообразность повторения в музее «Отечественной войны» тех элементов экспозиции, которые включают музей Краеведения и музей Северного флота. Было решено объединить музей «Отечественной войны» и музей Краеведения в городе Мурманске.
Резюмируя всё выше сказанное, следует сказать, что проект был грандиозным для Мурманска тех лет. В какой-то мере можно сказать, что некоторые элементы из генерального плана были реализованы. И сегодня мы их отдаленные очертания можем увидеть в облике здания Мурманского областного краеведческого музея. Современный зал «Мурманская область в 1960-1985-е годы» на четвертом этаже полностью схож своими масштабами с проектом «зала Победы». А если обойти нынешний музей, то можно увидеть ту самую террасу, которая сегодня для незнающего человека выглядит как просто одноэтажная пристройка.
Современное состояние экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне в Краеведческом музее выглядит достаточно устаревшим по современным меркам. Эта экспозиция была открыта в 1967 году и только частично дополнялась в различные периоды. Мурманский Областной Краеведческий музей обладает огромными фондами по военному периоду, но экспозиционная площадь не позволяет в полной мере выставлять всё. Стараниями коллектива музея — часть предметов из фондов посетителям удаётся увидеть на временных выставках. Надеемся что реконструкция музея, которая скоро начнется преобразит экспозиции и мы сможем увидеть много нового, что скрыто в запасниках.
Исчерпана ли тема проекта музея «Отечественной войны» в городе Мурманске? На мой взгляд, нет. Интересным остается вопрос судьбы экспонатов, которые готовили для этого музея. Но это уже совсем другая история…
Данил Дробот