Мурмнаск в деталях » Интересные факты » Музей «Отечественной войны» в городе Мурманске: планы и реальность

Музей «Отечественной войны» в городе Мурманске: планы и реальность

0 331 04-02-2020 13:22
Музей «Отечественной войны» в городе Мурманске: планы и реальность

Мурманский областной краеведческий музей на сегодняшний день является центром популяризации истории Мурманской области, а также одним из мест сохранения исторической памяти. Его фонды обширны и охватывают различные темы, связанные с историей Кольского полуострова. Однако, работникам музея пришлось проделать огромную работу, чтобы накопить такую мощную фондовою базу. На протяжении истории музей сталкивался с различными изменениями и потрясениями, но всё-таки самым сильным потрясением стала Великая Отечественная война. В этот период музею пришлось эвакуироваться из Мурманска в Мончегорск со всеми работниками и фондами.

Приближаясь к завершающему этапу Великой Отечественной войны, появляются идеи увековечивания этих событий в памяти живущих и потомков. Одной из таких идей стал проект музея «Отечественной войны» в городе Мурманске.

В период с 14-21 декабря 1944 года на заседании исполнительного комитета Мурманского областного совета депутатов трудящихся был рассмотрен вопрос об организации в городе Мурманске музея Отечественной войны и строительство памятника в честь освобождения Заполярья от немецких захватчиков [1]. Для размещения музея и наружных экспонатов, отводилось помещение здание школы №6 по проспекту Ленина, которое было разрушено входе авианалетов, и прилегающую к ней территорию. С этого момента зарождается идея создания полноценного музея, который комплексно освещал бы тему Великой Отечественной войны в Заполярье. Здесь вполне логичным всплывает вопрос: а что с краеведческим музеем, который находится в эвакуации? Вероятнее всего в городе Мурманске должны были появиться два музея. Этот тезис основывается на упоминании в протоколе №241 исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся [2] музеев Отечественной войны (в различных документах музей называется по-разному) и краеведения как две различные структуры.

По решению заседания 1944 было определенно, что в срок до 1 мая 1945 года, здание школы должно быть восстановлено и приспособлено под музей Отечественной войны. Также было решено обратиться к военному совету 14-й армии и военному совету Северного флота о выделении для музея экспонатов. Отдельное обращение с просьбой к военному совету Северного флота о предоставлении специалистов-проектировщиков, рабочей силы, материалов и транспорта для строительства. При этом на заседании уже принимали к сведению заявление военного совета 14-й армии о выделении рабочей силы в количестве 250 человек, а также транспорта и строительных материалов.

Работа по оформлению музея на бумаге шла достаточно быстрыми темпами. После заседания 14-21 декабря 1944 уже 25 декабря этого же годы был подготовлен план музея, составленный старшим инструктором пропаганды и агитации политуправления Карельского фронта майором Федосеевым [3]. Во введении к плану (целевой установке) изложена идея создания музея:

«Музей – памятник Отечественной войны в городе Мурманске, должен наглядно показать широким кругам советской и зарубежной общественности, какое значение имеет Кольский полуостров и в частности город Мурманск для нашей Родины, и почему партия и правительство не могли допустить и мысли о новой военной интервенции Кольского полуострова кем бы то ни было. Музей должен рассказать далее о том, как защищала этот край наша Красная армия, военно-морской и военно-воздушный флот и какую помощь оказали нам наши союзники. Он должен наглядно рассказать о героических подвигах советских людей на фронте и в тылу, показать знатных людей армии, флота, авиации и тружеников заполярного тыла. Музей должен отразить и то, как в борьбе с заклятым врагом наши войны и трудящиеся заполярного тыла побеждали суровую и трудную природу Заполярья. В конечном итоге он должен отразить в себе всю силу и мощь нашего государства, демонстрировать победу нашего строя над всеми и всякими силами, становящимися на пути и достижению всеобщего блага и счастья человечества.»

Помимо этого, план намечал основные разделы:

  1. Кольский полуостров – форпост социализма на Крайнем Севере;

2. Заполярье – крайний правый фланг советского фронта на северо-западе СССР;

3. Начало войны. Борьба за Мурманск на дальних подступах к нему (июль 1941г. – январь 1942г.);

4. Оборонительные бои в Заполярье (январь 1942г. – август 1944г.);

5. Освобождение Советского Заполярья и Печенгской области (Петсамо). Разгром немецко-фашистских захватчиков (сентябрь-ноябрь 1944г.);

6. Заключительный.

Формированием экспозиционного наполнения занимались в основном военнослужащие 14-й армии. Разделение по тематике происходило по специфике деятельности служб и подразделений. В документах [3] по формированию тематико-экспозиционного плана музея отразились предметы, которые предоставлялись воинскими частями и соединениями. В этой работе были задействованы многие военные службы и части от политического управления и до ветеринарной службы. На страницах документов [3] отчетливо видна работа над будущей экспозицией музея. Об этом говорят различные карандашные пометки, корректировки, дополнения и замены. Особенно впечатляют такие крупные экспонаты, которые должны были быть переданы музею как танки КВ, т-34, САУ ИСУ-152, «форд-амфибия», самолёты СБ, Пе-2, Ил-2, «Аэрокобра», «Харрикейн» и другие.

Документ [4], утверждающий окончательно экспозиционный план музея на основе переданных ориентировочных списков экспонатов от 14-й армии был подписан 10 сентября 1945 года. Согласно этому документу и поэтажному плану [5], было спроектировано и определено 14 тематических залов. Это разделение соответствовало плану музея, который был составлен 25 декабря 1944 года . Были определены следующие залы:

2 этаж

  1. «Природа, богатства и население Кольского полуострова»;

Здесь должны были быть размещены различные карты, диаграммы, связанные с регионом. Макет «птичьего базара», чучела животных. Отдельно уделялось внимание научно-исследовательским экспедициям в Арктику. А также экспонировались бы различные картины на сюжеты связанные с историей края.

2. «Война с Финляндией в 1939-1940»;

1) «Кольский полуостров перед Отечественной войной»;

2) «На страже Северо-Западных границ СССР»;

2-й зал должен был осветить сразу 3 темы. Здесь разместились бы трофеи с зимней войны, фотографии, схемы, модели. По другим темам планировалось установить бюсты и портреты выдающихся советских деятелей, которые вложили силы в развитие региона. Образцы сельскохозяйственных культур, способные произрастать в условиях севера. Уделяя важность охране границ, в экспозиции должны были быть размещены макет пограничной заставы, скульптуру пограничника с собакой и др.

3. «Вероломное нападение немцев. Первые бои в Заполярье»;

Этот зал вкладывал в себя главную цель – показать готовность советского народа к борьбе с противником и создать его образ. Зал должен был получится очень насыщенным. Картины, схемы, макеты, образцы вооружения – всё это создавало бы комплексную картину начального периода Великой Отечественной войны. В документе также числится довольно интересный «документ» «Обещание Дитля отдать Мурманск на 3 дня солдатам на разграбление (по показаниям военнопленных)», однако на наш взгляд это такая же ничем не подтвержденная легенда, как и «пригласительные билеты на банкет в гостиницу “Арктика” на банкет по поводу взятия города Мурманска.

4. «Провал сентябрьского наступления немцев. Враг остановлен на дальних подступах к Мурманску. Помощь тыла фронту»;

В зале разместились бы фотографии разрушенных жилых домов и зданий города Мурманска, решение о создании «Полярной дивизии», образцы вооружения и многое другое. Особо интересно было бы взглянуть на стенд-витрину с продукцией предприятий региона в мирное время и после начала войны.

5. «Оборонительные зимние бои 1941-1942»;

За все предыдущие залы, в этом впервые должно было быть упомянуто внерегиональное событие Великой Отечественной войны – разгром немецких войск под Москвой. Помимо этого, для зала должна быть написана картина «Бой за высоту 314» и расположиться информация о итогах декабрьских боёв в Заполярье.

6. «Апрельско-майская операция армии и флота 1942 года»;

Освещая эту тему в зале, расположились бы протоколы допросов военнопленных, схемы-планы апрельско-майской наступательной операции, манекен десантника, а также боевые трофеи 12 ОБМП.

3 этаж

7. «Оборонительные бои в Заполярье в 1942-1944 г.»;

В этом зале основной уклон шел бы на макеты оборонительных сооружений, которые здесь по плану разместились бы в широком разнообразии. Также разместились бы образцы тяжелого вооружения (76-мм горная пушка обр. 1909г. (с прим., что пушка есть Коле), 76-мм зенитная пушка капитана Бакунина, 37-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1937г.).

8. «Наступление СФ на коммуникации противника 1943-1944 г.»;

В зале разместились бы модели кораблей и подводных лодок, схема десанта на мыс Пикшуев, текст с поздравлением от английского адмирала Ардчера и адмирала Фрезера, макет памятника героям-подводникам и др.

9. «Трудящиеся Заполярья – фронту (январь 1942 – апрель 1944 г.г.)»;

В этом зале из ярких и интересных экспонатов разместились бы документы-отзывы союзников о городе Мурманске и порте, и огромное количество образцов продукции оборонной промышленности региона.

10. «Подготовка Печенгской операции и прорыв немецкой обороны на главном направлении»;

Главным отличием этого зала от остальных стала, помимо схем, макетов и сопутствующих объектов, стала бы большая выставка образцов вооружения противника (преимущественно).

11. «Войсковой тыл и санитарная служба армии и флота»;

В документах почему-то отсутствует экспозиционный план этого зала, но предварительные списки экспонатов были переданы различными тыловыми службами 14-й армии.

4 этаж

12. «Рейд корпуса Соловьёва в тыл врага и борьба за овладение Петсамо»;

Этот зал по своему наполнению схож с десятым, здесь разместилась бы различная информация, а также образцы вооружения, но уже полностью то, которое было в использовании корпусом Соловьёва.

13. «Взятие Никеля и Киркенеса. Начало освобождения Норвегии от немецко-фашистских захватчиков»;

Из наиболее примечательных экспонатов вероятнее всего здесь стали бы две картины «Бой танкового полка за выс. 441.4 на подступах к Никелю» и «Встреча населения Киркенеса с частями Красной армии». Из документов планировалось разместить акты зверств немцев над войнами Красной армии и одежду военнопленного.

14. «Зал Победы»;

Завершающий зал – самый помпезный. В зале разместилось бы панно «Москва салютует войскам Карельского фронта», мемориальная доска павшим войнам с урной (в документе нет ясности о том, что это за урна, но вероятнее всего это урна с прахом неизвестного солдата). Были бы размещены флаги, которые водрузили на Б.Кариквайвише, при взятии Петсамо и при вступлении Красной армии в Киркенес. Помимо всего этого разместились бы различные скульптуры, бюсты, образцы трофеев и др. Интересно, что в зале должна была расположиться пирамида из касок противника, а за ней написаны их потери. Подобная идея вероятнее всего пришла из Ленинграда, где 30 апреля 1944 года открылась выставка «Героическая оборона Ленинграда». Там была построена пирамида из касок и за ней были написаны потери германской армию

Обозначенные выше экспонаты в залах – это только лишь часть от всего массива, отраженного в экспозиционном плане [4].

Помимо формирования самой концепции будущего музея, шёл процесс оформления архитектурного проекта музея и окружающей его территории. В августе 1945 года были готовы проекты музея на бумаге [5]. Как уже ранее говорилось, под музей Мурманским облисполкомом было отведено разрушенное здание бывшей школы №6 по проспекту Ленина в городе Мурманске [1]. Помимо здания, под музейную территорию отводился участок размером около двух гектаров.

Само здание школы находилось в крайне плачевном состоянии. После пожара, вызванного авианалетами от здания, сохранились только кирпичные стены и то частично (разрушенной оказалась торцовая стена в восточной части здания). Прилегающая территория, которая отводилась музею, была занята развалинами разрушенных и сгоревших деревянных зданий.

Согласно генеральному плану [5] на отведенном музею участке, должны были разбить парк, в котором разместились бы образцы советской и трофейной военной техники. Главный вход на территорию парка расположился бы чуть правее от главного входа в само здание музея. В центре парка установили бы обелиск Победы, окруженный артиллерийскими орудиями. Слева от обелиска на открытом хранении экспонаты инженерных войск, а справа – экспонаты военно-морского флота.

По плану генеральная площадка замыкается постаментами с установленными на них самоходными орудиями и танками.

«По линии этих постаментов участок приподымается на ½ метра и на возвышении устанавливаются самолёты. За самолетами были запроектированы площадки для упомянутого уже трофейного вооружения.» - говорится в документе [5].

Для самого здания музея было решено следующее. Центр главного фасада решался портиком из шестигранных колонн, увенчанных скульптурной композицией. Между средних колонн проектировались рельефные доски с сюжетами по обороне Советского Заполярья. На тыльной стороне здания на уровне второго этажа был запланирован выход на открытую террасу с видом на парковую территорию.

Внутреннюю планировку пришлось создавать практически по новой, но с учётом прежних несущих конструкций, сохранившихся от здания школы. Проектом было решено объединить часть второго и третьего этажа для увеличения экспозиционного пространства. Помимо этого решения было решено сделать «зал Победы» так же высоким и просторным.

Однако какими бы не были грандиозными планами, как бы не усердно работали над подготовкой музея на бумаге, в результате проекту музея «Отечественной войны» воплотиться в жизнь не удалось. На очередном заседании [2] исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся (5 июня 1947 г.) был заслушан доклад директора музея «Отечественной войны» Перцовича Ю.С.. В докладе была освещена работа о произведенной работе по переработке тематико-экспозиционного плана и структуры музея. Главной проблемой стала ситуация того, что до войны в Мурманске работал музей Краеведения, который был эвакуирован с началом авианалетов и по возвращению из эвакуации стал вопрос о необходимости предоставления площади под экспозицию. Перцович Ю.С. отметил в своём докладе, что следует учитывать отсутствие в ближайшие годы перспектив на строительство специального здания для краеведческого музея, а также нецелесообразность повторения в музее «Отечественной войны» тех элементов экспозиции, которые включают музей Краеведения и музей Северного флота. Было решено объединить музей «Отечественной войны» и музей Краеведения в городе Мурманске.

Резюмируя всё выше сказанное, следует сказать, что проект был грандиозным для Мурманска тех лет. В какой-то мере можно сказать, что некоторые элементы из генерального плана были реализованы. И сегодня мы их отдаленные очертания можем увидеть в облике здания Мурманского областного краеведческого музея. Современный зал «Мурманская область в 1960-1985-е годы» на четвертом этаже полностью схож своими масштабами с проектом «зала Победы». А если обойти нынешний музей, то можно увидеть ту самую террасу, которая сегодня для незнающего человека выглядит как просто одноэтажная пристройка.

Современное состояние экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне в Краеведческом музее выглядит достаточно устаревшим по современным меркам. Эта экспозиция была открыта в 1967 году и только частично дополнялась в различные периоды. Мурманский Областной Краеведческий музей обладает огромными фондами по военному периоду, но экспозиционная площадь не позволяет в полной мере выставлять всё. Стараниями коллектива музея — часть предметов из фондов посетителям удаётся увидеть на временных выставках. Надеемся что реконструкция музея, которая скоро начнется преобразит экспозиции и мы сможем увидеть много нового, что скрыто в запасниках.

Исчерпана ли тема проекта музея «Отечественной войны» в городе Мурманске? На мой взгляд, нет. Интересным остается вопрос судьбы экспонатов, которые готовили для этого музея. Но это уже совсем другая история…

Данил Дробот



Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: