Центральная магистраль Мурманска – проспект Ленина – чуть менее четырех километров. Фотографиями его зданий можно проиллюстрировать отечественные учебники по архитектуре.
Бурный рост
Застройка проспекта Ленина, начатая в тридцатые годы, продолжалась до конца двадцатого века. Отдельные сооружения появились здесь совсем недавно – в двадцать первом. Архитектура зданий вобрала в себя почти все стилистическое многообразие советского и постсоветского периодов.
Первыми над проектами жилых и общественных зданий Мурманска трудились архитекторы Ленинграда, затем подключились проектировщики Москвы, последними внесли свою лепту северяне. Смешение стилей стало изюминкой проспекта и превратило его в своеобразный музей под открытым небом.
Прошло пятнадцать лет после закладки города, прежде чем вопрос о строительстве каменных жилых домов был поставлен Мурманским городским Советом перед Центральным банком коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк). Основными заемщиками Цекомбанка были государственные предприятия. Они имели право на долгосрочное финансирование, поэтому застройку Мурманска жилыми домами начали градообразующие предприятия. Так в центре города появились ведомственные дома «Главсевморпути» (просп. Ленина, 77), «капитанские» дома, горсовета (за памятником Ленину), железнодорожников и так далее.
Главным градообразующим предприятием в тридцатые годы был трест «Мурманрыба». В него входили траловый флот, промразведка, бондарный и судоремонтные заводы, рыбокомбинат, рыбный порт, «Муррыбснаб», морской техникум (ныне Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И. И. Месяцева) и другие организации и предприятия. До начала Великой Отечественной войны только для работников рыбокомбината на проспектах Сталина, Ленина и прилегающих к ним улицах было построено несколько каменных домов.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов деревянный Мурманск не мог уместить всех прибывающих для работы в порту и городе людей. Из записки к заявке в Цекомбанк: «Утвержденный правительством план пятилетки Севгосрыбтреста предусматривает необходимость занять в его производстве к 1932 году 17000 рабочих и служащих, принимая норму семьи в 2–5 человек в среднем, мы будем иметь население до 50000 человек, связанных с производством только одного Севгосрыбтреста. Само собой разумеется, что имеющееся население города в 15000 человек точно так же возрастет. Берем прирост населения, намеченный пятилетним планом развития города в 16000 человек, и в итоге получаем в 1932 году население города, доходящее до 81000 человек».
Но авторы записки ошиблись в своих расчетах. Согласно переписи населения в период с 1931 по 1939 год население Мурманска увеличилось почти в четыре раза – с 29 тысяч до 117 тысяч человек. Потребность в жилищном строительстве была чрезвычайно высока. Ведомства обращались в горсовет с просьбой выделить место для строительства, после чего заключали договор с проектными организациями Ленинграда. Ленинградские архитекторы позаботились о том, чтобы главные улицы города были выполнены с учетом всех градообразующих принципов, а архитектурная композиция в отдельных его частях имела художественную согласованность.
Пять звезд
Мнение, что конструктивизм – исключительное явление на улицах российских городов, совершенно неверное. В архитектуре молодого государства Советов это был главенствующий стиль. Его утилитарность, практичность, лаконизм, использование в строительстве железобетона, каркасных систем способствовали тому, что передовые архитекторы с увлечением принялись создавать проекты промышленных и жилых строений.
Мурманск не был исключением. На улицах города, в портовой зоне первыми появились здания в стиле конструктивизма – Дворец культуры и техники им. С. М. Кирова, гостиница «Арктика» (не сохранилась), морской техникум, рыбокомбинат, здание школы № 2 (сейчас гимназия № 2) и т. д. Начало же застройки города каменными жилыми домами приходится на время, когда в отечественной архитектуре утвердился переходный к сталинскому неоклассицизму – постконструктивизм.
Резкая правительственная критика конструктивизма в 1932 году заставила архитекторов-новаторов пересмотреть отношение к гладким фасадам зданий и начать активный поиск новых художественных решений.
Архитекторы стали черпать вдохновение в эстетике архитектуры итальянских и французских городов – Венеции, Флоренции, Парижа и других, и с увлечением каждый по-своему использовали его. Здания в стиле постконструктивизма несут на себе отпечаток – именно отпечаток, но ни в коем случае не копирование! – элементов архитектуры Средних веков и Ренессанса. Башни, балконы, лоджии, карнизы, фризы обогатили формы и фасады зданий. Одно здание не повторяло другое. Менялись конструкции и образный строй архитектурных элементов. Нашему городу повезло, проспект Ленина украшает пять таких домов. В настоящее время все они включены в список культурного наследия Мурманской области.
А у нас во дворце
Первый из них пятиэтажный жилой дом появился на проспекте Ленина в 1934 году. Его нынешний адрес: проспект Ленина, 76 (здесь и далее будут даны современные названия улиц и нумерация домов). Имя архитектора пока не установлено.
Пожалуй, это один из первых угловых домов в Мурманске. Своими неравными по длине фасадами он обращен на проспект и Пионерский переулок. Геометрия стен усложнена ризалитами, чередованием балконов и лоджий. Первый ряд – ряд балконов на углу ризалита, второй – втиснутый между ризалитами ряд лоджий, третий состоит из балконов, переходящих по углу ризалита на стену здания. Дело в том, что дворцовые этажи эпохи Ренессанса имели разную высоту, советские архитекторы не могли себе позволить такую вольность и стремились создать ее иллюзию. С этой целью автор проекта воспроизвел сложный рельеф стены.
Значительный акцент в стиле венецианских дворцов – огромная угловая лоджия. На карнизе над каждым рядом установлены аттики. Благодаря легкому решетчатому ограждению балконов и лоджий не возникает ощущения перегруженности стены. Цокольный этаж, предназначенный для размещения магазинов, отмечен рустом. Улучшенная планировка квартир с индивидуальными хозяйственными помещениями (кухнями, ванными комнатами и туалетом) по нормативам, принятым еще в 1929 году, позволила отнести дом к числу строений первой категории. Артистизм, с которым исполнен фасад дома, говорит о незаурядной одаренности архитектора.
Не меньшим талантом, а может быть, и в какой-то степени превосходящим его, обладал выдающийся ленинградский архитектор Евгений Адольфович Левинсон (1894–1968 гг.). Пятиэтажный «Дом специалистов», построенный в 1935 году по его проекту (просп. Ленина, 61) относится к числу типовых строений с улучшенной планировкой. Строительством таких домов администрация привлекала в город необходимых специалистов. Мурманск нуждался в медиках, поэтому первыми сюда заселили семьи врачей, верхний этаж получил назначение гостиницы – множество комнат по обе стороны длинного коридора, общие удобства и общая кухня.
Брутальный карниз
Если характер фасада дома № 76 легкий и отмечен ступенчатым движением, то фасад дома Левинсона совершенно иной – массивный, статичный, основательный. Два корпуса как будто врезаны торцами друг в друга. Большая угловая лоджия имеет сплошное бетонное ограждение, на карнизе над ней установлен аттик.
Мощными акцентами архитектор создает горизонтальное и вертикальное членение фасада. Горизонтальное – карнизом с широким гладким фризом первого и брутальным карнизом последнего этажа, оно же поддержано ограждениями лоджий. Вертикально фасад организуют ряды балконов. Ритм плоскости первого этажа задают пилястры.
Отдельного внимания заслуживает мощный сложный карниз классической формы с фризом, декоративность которому придает чередование кронштейнов с кессонами.
Первоначально в доме была только холодная вода. Печное отопление просуществовало до начала ввода городской теплосети. В военное время дом не пострадал. Реконструкции обрушились на него в середине 1990-х годов. В короткий срок всего за пять лет квартиры первого этажа в части дома, которая выходит на проспект Ленина, были выведены из жилого фонда. В них разместились магазины. Арочное оформление входов нарушило четкую геометрию фасада. Затем переделки затронули и другой корпус, обращенный на улицу Капитана Егорова. Для увеличения площади находящегося там кафе была демонтирована часть внешней стены. Нагромождение стеклянных конструкций, может быть, и кажется кому-то оригинальным, но выглядит совершенно нелепо на выдающемся творении талантливого архитектора.
Средневековый замок
«Дом специалистов» соседствует на проспекте с «Домом горсовета» (просп. Ленина, 63), вместе с ним и сквером он составляет архитектурный ансамбль. Дом построен в 1937 году для сотрудников администрации. Автор проекта – предположительно ленинградский архитектор Лев Александрович Ильин (1879–1942 гг.).
Лишенный внешней помпезности, своим силуэтом и образностью дом тем не менее обязан ренессансной замковой архитектуре. Первое здание такого типа – замок Анэ, он был построен во Франции в середине XVI века. Строго симметричный П-образный силуэт здания называется «покой», он образует курдонер – открытый парадный сквер. В России эта форма использовалась при строительстве дворцов. В 1957 году в сквере был установлен памятник В. И. Ленину.
Главный объем здания отмечен протяженным почти на всю длину дома ризалитом со сквозным прямоугольным проходом в виде колоннады в центре. По торцам боковых объемов выполнен ряд лоджий, по фасаду центрального – небольшие балкончики. Думаю, нет необходимости говорить об улучшенной планировке квартир, во все времена власть с заботой относилась к тем, кто ее представляет. Этот дом также не избежал переделок, стилистическое единообразие было нарушено.
Единство ансамбля домов № 61 и 63 создается при помощи карнизов и фризов. Равные по высоте карнизы несколько отличаются по форме, но так же, как и на «Доме специалистов», кронштейны чередуются с кессонами, образуя фриз. Карниз с фризом первого этажа словно перетекает с одного строения на другое. Это хорошо заметно на фотографии 1960-х годов. Правильно выбранный ракурс помог фотографу запечатлеть архитектурное и стилевое единство строений.
Две башни
Чертами постконструктивизма отмечены и два дома с башнями – это здание Главсевморпути на просп. Ленина, 77 (1937 год) и здание госпиталя на просп. Ленина, 73 (1939 год). И в одном, и в другом случае можно говорить о конструктивистской природе формы зданий, но их декоративное решение фасадов соотносится с наследием Ренессанса.
Квадратная башня дома Главсевморпути напоминает замковую. Мощная, высокая, она на два этажа выше боковых частей здания. Ее шестой и седьмой этажи на фасаде разделяет далеко выдающийся вперед широкий плоский карниз. Полукруглые окна седьмого этажа выполнены в форме бойниц. Во время Великой Отечественной войны башня значительно пострадала, ее верхний этаж был реконструирован. Оконные проемы перенесены, окна уменьшены. Несмотря на то, что ширина стен одинаковая, фасады двух сторон башни оформлены по-разному – сказывается конструктивистское мышление автора проекта (имя архитектора пока не установлено).
Решения фасадов боковых объемов здания также отличаются друг от друга деталями, но в целом стилистически едины. Все три части объединяет карниз первого этажа с широким гладким фризом; единообразие боковым частям придают французские фигурные балконы с решетчатым ограждением последнего этажа и балюстрада на карнизе. В оригинальном исполнении на фасаде, обращенном на улицу Карла Маркса, карниз завершал высокий сплошной парапет. Отличие же состоит в высоте двойных пилястр – на фасаде по проспекту Ленина ими выделены два верхних этажа, на фасаде по улице Карла Маркса – только пятый. Для того чтобы в полной мере насладиться авторским замыслом, необходимо войти во двор дома. Угловой вход в подъезд имеет сплошное остекление, сквозь него просматривается четкая геометрия лестничного марша. Остальные входы выделены ризалитами.
С 1932 по 1939 год Главное управление Северного морского пути возглавлял Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). По его распоряжению в Мурманске, Архангельске и Владивостоке появились территориальные управления Главсевморпути. На первом этаже здания находились конторы по управлению территориальным отделением, а также управление пароходства; на остальных – квартиры и гостиница.
Конструкция здания госпиталя, который располагался здесь до 2009 года, более сложная. Дом состоит из трех различных по высоте и форме частей с акцентом на башню. В целом такая ступенчатость характерна для конструктивизма, но наличие элементов классической архитектуры не дает усомниться в том, что перед нами образец переходного к неоклассике стиля. Прямоугольная башня врезана в боковой объем здания, который своим фасадом выходит на улицу Профсоюзов. В ней размещаются лестница и лифт. Красивый ряд балконов на торце башни подчеркивает ее доминантное значение по отношению к боковым частям. В поддержку вертикали башни боковые фасады украшены рядом высоких пилястр. Горизонтальное членение отведено широкому карнизу третьего этажа. Он в точности повторяет форму флорентийских карнизов, модульоны чередуются с кессонами на внутренней плоскости карниза. Легкость и декоративность карниза можно было подчеркнуть контрастной окраской его деталей.
С середины 1930-х годов постконструктивизм, который практически сосуществовал со сталинским неоклассицизмом, постепенно под напором критики стал ему уступать. Архитекторы в поисках гармонии обратились к образцам классической архитектуры. Симметрия, классический ордер, лепные декоративные элементы вернулись в отечественную архитектуру.
НАША СПРАВКА
Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.
Аттик – декоративная стенка, возведенная над венчающим сооружение карнизом.
Руст – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.
Пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну.
Кронштейн – опорная деталь или конструкция для крепления на вертикальной плоскости выступающих элементов (например, козырьков или балконов).
Кессоны – квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Модульон – архитектурная деталь, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза.
Автор статьи: Светлана ВОДОПЬЯНОВА, искусствовед.