К 105-летию со дня рождения
Женщина на корабле? Сегодня за этим вопросом стоит много ответов, но ни один не будет похож на: «к беде», «не место», «ни за что» или что-то в этом духе. Он даже звучать будет странно. К концу XIX века, отношение к прекрасному полу на борту перестало быть синонимом беды. А XX век не просто отправил мнения на эту тему в область морских суеверий, пословиц и поговорок, но и открыл дорогу женщинам на самое «святое святых» - некогда исключительно мужской капитанский мостик.
В истории женского «капитанства» немало имен. Но всегда среди них есть первые. Среди первых капитанов-женщин в России – капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина (1908-1999), капитан Азово-Черноморского пароходства Киса Наталья Николаевна (1908-1990). Настоящая легенда женщина-капитан Орликова Валентина Яковлевна (1915-1986) – первая и единственная женщина капитан китобойного судна, первая женщина-капитан Мурманского пароходства, первая женщина в рыбной отрасли, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
Родилась Валентина Яковлевна в старинном городе Сретенске Забайкальского края в семье служащих. В возрасте 3 лет переехала с родителями во Владивосток. Здесь прошло ее детство и юность. Здесь родилась мечта о море, здесь же она сделала и первые свои шаги к этой мечте. Учебу во Владивостокском водном техникуме путей сообщения Валентина совмещала с работой подручной судосборщика на старейшем (основан в городе Владивостоке в 1887 году) российском судостроительном и судоремонтном предприятии «Дальзавод». В 1932 году семья переехала в Москву. В этом же году Валентина поступает на работу чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода г. Ленинграда. И опять одновременно учится на рабфаке Кораблестроительного института. Она мечтает поступить на судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Первая попытка оканчивается неудачей. Вот как об этом написано в книге об В. Я. Орликовой «Морская душа»:
«Принесла в приемную комиссию института заявление и документы. Секретарь комиссии, лысый мужчина, пробежал взглядом заявление маленькой ясноглазой девушки и уставился на нее:
- На судоводительский факультет.
- На судоводительский – твердо ответила Валя.
- Ничего не выйдет, милая девушка, - нахмурил брови секретарь. - На одно место поступило не менее двух десятков заявлений и ни одного от представителя прекрасного пола. А вы? Гм… Девушка – судоводитель, - ехидно ухмылялся секретарь. – Шли бы в медицинский, педагогический, финансовый, в университет…
На судоводительский Валю не приняли.
«Большое начальство деликатно отказало. Засовывая в сумочку документы, девушка решительно заявила:
-Запомните, я буду учиться в вашем институте и обязательно на судоводительском факультете».
Вторая попытка. И опять она слышит те же аргументы: женщина, дети, семья… и, мол, в итоге с дипломом судоводителя, которые так нужны стране, она - женщина будет работать на берегу. «Я хочу плавать… поймите, это не заблуждение и не романтика, а совершенно серьезное намерение. Окончу институт и буду плавать. Я Вас не подведу, честное слово…». Искренность и упорство покорили декана, и Валю приняли в институт именно на судоводительский факультет. Так началась ее по-настоящему морская биография.
Получить диплом инженера-судоводителя ей помешала война. С началом войны работала штурманом-практикантом в Балтийском пароходстве, участвовала в эвакуации раненых из Таллина. В 1942 году защитила диплом штурмана малого плавания, и была направлена в Северное морское пароходство в Архангельск. Здесь начинается ее боевая биография в составе Северных конвоев, походы в Америку и Англию. С 1942 года по октябрь 1944 года сначала штурман, а затем третий помощник капитана на легендарном теплоходе «Двина». Боевая биография этого небольшого теплохода вошла в историю, описана во многих воспоминаниях. Практически сразу именно на этом теплоходе Валентина Орликова уходит в свой первый дальний рейс. После неудачной попытки пройти Северным морским путем с грузом марганцевой руды теплоход «Двина» без сопровождения совершает переход в США через Исландию и Северную Атлантику. Рейс был опасным и тяжелым. Они шли не только в одиночку, но без какого либо вооружения: из оружия на борту только два пулемета и 5 винтовок. И чтобы хоть как-то выглядеть по-военному, чтобы «корабль не казался совсем беззащитной жертвой для немецких кораблей и подводных лодок, капитан принял решение соорудить муляжи корабельных орудий из дерева, надеть на них чехлы и приставить к фальш-орудиям расчёты...». И потом, когда придут они в долгожданный порт в Нью-Йорке, то приведут этим в недоумение всех журналистов, которые будут допущены на корабль.
Во время пребывания у союзников наши моряки частые гости на разных мероприятиях, организуемых специально нашими посольствами для соотечественников, журналистов и просто жителей. Участвует в них и Валентина Яковлевна Орликова. Вот что она говорила на одной из встреч: «Я принесла вам привет от моей родной страны, матерям от матерей, морякам от моряков, детям от детей, от наших рабочих вашим - тем, кто делает на заводах оружие, необходимое нам в борьбе с врагом… Это наша общая война. Она не так далеко, как вы думаете… Я хочу предостеречь вас – враг очень близко. Я хочу сказать вам – враг этот беспощаден».
Американцы восторгались этой маленькой женщиной, называли ее «очаровательной малышкой». Первая встреча на американской земле была даже забавна. По распоряжению капитана Орликова была направлена оформлять документы в порт на всю команду. Портовое начальство не могло поверить, что эта синеглазая девочка - little child - офицер: «Иди на судно, пусть придет офицер!». И вскоре заголовками «Очаровательная малышка – морской офицер» запестрели американские газеты. В 1943 году в числе других моряков «Двины» Орликова участвует в съемках американского военно-морского журнала «Merchant marine» (Морской пехотинец). Необычайно трогателен сюжет с Валюшей Орликовой. «Очень успешно выступала и давала интервью американским журналистам штурман парохода «Двина» Валентина Орликова, миниатюрная, стройная женщина, всегда одетая в чистую, хорошо отглаженную форму. У нее были темно-русые волосы и выразительные глаза, речь ее отличалась искренностью и какой-то задушевностью, что сразу подкупало собеседника. От всего ее внешнего облика и манер веяло изяществом и женственностью... Какие бы каверзные вопросы ни задавали ей корреспонденты, она всегда спокойным тоном давала обстоятельные, четкие ответы. При этом не изображала из себя всезнайку и, если чего не ведала, откровенно признавалась». Так об этой и других встречах писал автор книги «за океаном и на острове» советский разведчик А. Р. Феклисов.
После войны в 1947 году Орликова становится первой и единственной женщиной-капитаном китобойного судна «Шторм». Вместе с другими китобоями начинает осваивать новый район промысла у Курильских островов. В 1950 году за освоение этого промысла в районах Дальнего Востока она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В 1953 году Орликова вынуждена была перейти работать старшим инженер-капитаном управления флота Министерства рыбной промышленности. Но ее не прельщала кабинетная работа. Она хотела плавать. Её не отпускали. И вот случилось то, после чего отказать ей уже не могли. В 1955 году Пленум ЦК КПСС обсуждал вопрос «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства». Утром после Пленума она вручила своему начальству заявление о переходе из аппарата министерства на флот рыбной промышленности.
«Начальник прочел его и отложил в сторону:
- И на сей раз Вашу просьбу, Валентина Яковлевна, отклоняем.
– Нет уж, на сей раз вы уступите, - она шутливо погрозила указательным пальцем, - согласитесь со мной, вернее, не со мной, а с Центральным комитетом партии, - Валентина Яковлевна достала из кармана форменной тужурки газету, развернула ее и показала подчеркнутые красным карандашом строчки из постановления. – Читайте. Здесь ясно и определенно говорится: «Многие специалисты заняты в аппарате управления и не используются непосредственно на производстве».
Отказать было нельзя. Встал вопрос, куда? На выбор Орликовой предложили Одессу, родной Владивосток и заполярный Мурманск.
«Полина Ильинична, мать Валентины Яковлевны… с упреком взглянула на дочь и, молча, покачала седой головой… проговорила:
- В Мурманске, наверное, страшно холодно, выдержишь ли тамошние условия… - Ты же знаешь меня, дорогая мамочка, - сказала дочь, ласково посматривая на свою мать, - где интересная и трудная по условиям работа, там всегда для меня хорошо…
- Да знаю я тебя, неугомонную, знаю… Я уж думала, мне больше не придется говорить тебе «счастливого плавания», а вот видишь, опять».
Как встретил её Мурманск? Как раз в это время Мурманский траловый флот начал пополняться рефрижераторными траулерами, судами кормового траления с большим радиусом действия. Это были целые плавучие комбинаты на море: с кормовым тралением и рефрижераторной установкой, рыбофабрикой, мукомолкой и… с командной в 100 человек! Орликову назначили капитаном на траулер «Николай Островский», который только что прибыл в Мурманск с судоверфи из Западной Германии. Пригнал его в порт капитан Валентин Федорович Беликов. И первым, с кем встретилась Орликова на борту своего корабля, был именно Беликов. Он уже знал о новом назначении, но был удивлен: «Чего греха таить, я поначалу не поверил, что какая-то Орликова назначена капитаном современного рефрижераторного траулера «Николай Островский», на котором команда сто человек. В управлении флота я даже спросил: не перепутал ли фамилию капитана… мне ответили: не Орликов, а Орликова Валентина Яковлевна. Я удивился, потому что у нас на Мурмане никогда не ходили капитанами женщины».
И как когда-то на китобое, пришлось ей осваивать новый корабль, новый коллектив, в котором кроме бывалых и опытных моряков, много было новичков, никогда не видевших моря. Учиться ловить рыбу. С первого же дня она спустилась к матросам посмотреть, как они работают, изучала все хитросплетения бобинцев и кухтылей, как поднимается и освобождается от рыбы трал, изучала карты промысла, рыбопоисковые аппараты. Первый рейс был очень похож на первый рейс на китобое. Улова нет. Район промысла пуст. И опять она принимает решение - в нарушение приказа меняет район промысла. Ее не пугает возможный выговор, выговор будет в любом случае, а так есть шанс вернуться в порт с рыбой. И так за первый рейс она меняет несколько раз районы промысла, помня учебу своего тралмейстера: «Рыбку не ждут, а ищут». «С кормового мостика и с палубы люди с затаенным дыханием ждут появления мешка на поверхности воды. Будет ли рыба? Пока еще не видно мешка. Но вот из глубины показалось огромное зеленое пятно. Моряки преображаются. Их лица сияют. На палубе возбужденный веселый гомон. Рыба есть!». Орликова удивляла бывалых капитанов, они поражались успехами неведомой им женщины-капитана. Из Управления тралового флота пришла телеграмма: «Выступите по радио и поделитесь опытом». А ей было чем поделиться.
В 1957 году Орликова - капитан траулера «Новиков-Прибой». Рейсы в Северную Атлантику были очень сложные. Один молодой моряк сказал после одного такого рейса: «Предложите сходить еще в рейс и получить персональную пенсию – ни за что не пойду, а Орликова, чёрт ее знает, плавает и чувствует себя как дома». И не просто работает, она в постоянном поиске нового во всем: и в организации труда, и в освоении новых способов лова, увеличения производительных мощностей БМРТ. Например, интересный факт: даже тралов на ее корабле три, а не два как у других. Имела авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Орликовой Валентине Яковлевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В начале 1966 года Валентина Орликова уволилась из флота и возвратилась в Москву. В 1969 году вышла на пенсию, но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов. Более двадцати лет Орликова отдала морю. Участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодежь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов. Скончалась 31 января 1986 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Рыбаки Мурманского тралового флота установили на её могиле бронзовый бюст. И сегодня в памяти ветеранов рыбного Мурмана Валентина Яковлевна Орликова не только уважаемый, сильный и уверенный капитан, но и просто неповторимая женщина: «… хрупкая, изящная, миловидная… с большими выразительными глазами… изящная внешность больше походившая для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов».
Об Орликовой был снят документальный фильмы «Валентина Орликова – единственная женщина-капитан китобойного судна», Мурманская киностудия телевидения подготовила фильм «Памяти капитана Валентины Орликовой» (1995). В 2005 году в городе Мурманске в ее честь названа улица, и на доме № 40 открыта мемориальная доска. Именем В. Я. Орликовой назван супертраулер